Газета выходит с октября 1917 года Saturday 11 мая 2024

Не следуй за модой слепо, как в темном переулке!

Этот совет — один из многих, которые оставила нам великая актриса Марлен Дитрих. Сама она никогда не следовала моде. Она ее создавала

Этот совет — один из многих, которые оставила нам великая актриса Марлен Дитрих. Сама она никогда не следовала моде. Она ее создавала 

18 мая в петербургском арт-клубе Д-137 фильмом «Голубой ангел» открыли фотовыставку, посвященную Марлен Дитрих. 

В переводе с немецкого «dietrich» означает «отмычка». Эта волшебная отмычка подошла к миллионам сердец. Ее дочь вспоминает, как однажды в универмаге, задумчиво созерцая толпу, Марлен сказала: «Боже, какие уроды! Неудивительно, что нам, в Голливуде, столько платят!» Скорее всего, она имела право на эти слова. Ведь она немало потрудилась над тем, чтобы стать красивой.

Лицо

Совершенством Дитрих была не всегда. В молодости она была довольно обычной простоватой немецкой пышкой с широким носиком уточкой. Режиссер Йозеф фон Штернберг стал ее Пигмалионом, он создал ее с помощью искусства освещения и умения находить выгодные ракурсы. Но Марлен была способной ученицей. Впоследствии она всегда участвовала в работе операторов и осветителей, добиваясь освещения, при котором ее лицо выглядело идеальным. 

Высокий лоб, выщипанные в ниточку и подрисованные брови, широко расставленные глаза, высокие скулы и драматически впалые щеки — идеально симметричное лицо Дитрих было подобно античной скульптуре, выточенной из слоновой кости и выхваченной лунным светом из тьмы веков. 

Походить на нее (и на Грету Гарбо — актрису схожего типа) стремились миллионы женщин. На этом хорошо подзаработали не только парикмахеры и визажисты, но и стоматологи. Ради изысканных впадин женщины удаляли себе коренные зубы. 

Кстати, сама Марлен, вопреки расхожему мифу, не подвергала себя подобной экзекуции.

Фрак

За женский фрак мы должны благодарить Жорж Санд. Но наибольшее влияние на моду женских фраков оказала Марлен Дитрих. Она появилась во фраке и в цилиндре в тридцатые годы, когда на студии «Парамаунт» готовили фильм «Марокко». Йозеф фон Штернберг, увидев ее во фраке, назвал это «лесбийским акцентом». Но начало моде было положено. 

Брюки

В своем знаменитом романе «Мерзкая плоть» о жизни золотой молодежи 20-х годов английский писатель Ивлин Во описывает эпизод: «... Мисс Рансибл была в брюках, а Майлз задумал подкрасить себе ресницы в ресторане придорожного отеля, где они хотели позавтракать. Поэтому их попросили удалиться». 

Подобные неприятности не раз случались с Марлен Дитрих. В Монте-Карло ее однажды не пустили в казино, так как она была в брюках. А в 1931 году мэр Парижа потребовал, чтобы она немедленно покинула город или перестала появляться на улицах в мужском костюме. 

И все же она продолжала носить брюки и на экране, и в жизни, делая это с таким шармом, что привлекала все новых и новых сторонниц. Писательница Мерседес де Акоста, дружившая с Гретой Гарбо и Марлен Дитрих, вспоминает о 30-х годах: «Женщины всего мира натянули на себя брюки. Это стало началом Великой Эры Женских Брюк…Толстые и худые, высокие и низкорослые, молодые и старые, женщины решили, что, облачившись в брюки, они будут смотреться не хуже Марлен». 

Ив Сен-Лоран признавался, что на создание коллекции 1966 года, ставшей утверждением мужского стиля в женской моде, его вдохновила фотография Марлен Дитрих. 

«В ней есть сексуальность, но нет пола. У нее мужские манеры. Ее героини любили власть, носили брюки и не знали, что такое мигрень и истерика», — выразил суть новой женщины, воплощенной в образе Дитрих, английский кинокритик Кеннет Тайнен.

Меха

Оставив кино, Марлен Дитрих стала ездить по миру с концертами. Для гастролей голливудский дизайнер Жан Луи создал коллекцию знаменитых «обнаженных» платьев, каждое из которых стоило тысячи долларов и требовало тысяч часов работы. Она выходила на сцену, кутаясь в черную шифоновую накидку, отороченную чернобурой лисой. Подходя к микрофону, брала в руку бокал с шампанским, и тогда накидка, будто случайно, медленно соскальзывала на пол. Из облака шифона и меха зрителям являлась невероятно стройная и красивая блондинка, затянутая в платья из кружев или сетки на шелковом чехле телесного цвета. 

Но и в повседневной жизни актриса знала толк в мехах: «Для накидки длиной три четверти подойдет светло-рыжая лиса. Две чернобурки с висящими лапками и мордочками с блестящими черными носами — небрежно набрасывать на плечи черных костюмов. Дымчатые лисицы — для тех же целей, но с серыми фланелевыми костюмами». 

Ноги

«Где вы видели женщину, которая бегала бы за мужчиной только потому, что у него красивые ноги?» — вопрошала Марлен Дитрих, когда хотела подчеркнуть умственное превосходство прекрасного пола.

Несмотря на эту крылатую фразу, сама Марлен всю жизнь гордилась своими ногами, которые и впрямь были великолепны. Однажды она повесила над своей кроватью фотографию Катрин Денев в мини-юбке. А рядом приписала: «Что за ужасные ноги!»

Она слишком много курила, ее ноги стали опухать и безумно болеть. Спас их знаменитый хирург Дебейки. «Вот что вы сделали!» — написала она на посланной ему фотографии, где была запечатлена в платье с высоким разрезом на боку, позволяющим видеть ее «отреставрированные» ножки во всей красе. 

Обувь

Она вспоминала, как бабушка говорила ей в детстве: «Деточка, школа, конечно, дело важное, но примерка новых туфель — важнее».

В своей книге «Азбука» Дитрих щедро делится с женщинами своими советами. «Никогда не носите туфли на высоком каблуке с костюмом для улицы. Не носите обувь с открытым носком после обеда, если хотите казаться элегантной. Такие туфли можно использовать в ансамбле с летним платьем, когда светит солнце!

Лучше отказаться от белой обуви. Она делает ногу больше и тяжелее. Лаковая обувь часто вселяет чувство беззаботности, но она вовсе не элегантна. То же самое можно сказать о красных туфлях, которые подходят только к летнему платью».

В 85 лет Марлен Дитрих стала обладательницей премии американской Ассоциации высокой моды.После смерти звезды ее колоссальный гардероб перекочевал в Парижский музей моды. Здесь и знаменитое платье из тончайшего суфле от Жана Луи «Ветер», и переливчатое черное платье с блестками «Угорь», и, конечно же, великолепное, сказочное манто «Лебедь» с трехметровым шлейфом. 

Зинаида Арсеньева
↑ Наверх