Не случайный авангард
До 14 сентября Выставочный зал Союза художников приглашает на выставку Виктора Голявкина, посвященную 85-летию со дня рождения художника
Правда, Виктор Голявкин больше известен как прекрасный детский писатель. Художник Александр Сайков на церемонии открытия вспоминал, что, когда пять лет назад в Союзе художников открылась первая «персоналка» Голявкина, удивились все: и те, кто знал его как писателя, — оказывается, художник, — и те, кто знал как художника, — оказывается, писатель. Тем не менее по диплому Голявкин именно художник: учился в Ленинградской академии художеств с 1954 по 1960 год. Писал для себя, но как-то показал ранние рассказы Михаилу Зощенко, и тот, посмотрев заодно и рисунки, посоветовал: «Вам надо писать и рисовать для детей». Об этом собравшимся напомнил друг Виктора Владимировича художник Петр Капустин.
Иллюстрация к детской книжке.
Еще учась в академии, Голявкин понял, что в изобразительном искусстве делать то, что он хочет и как хочет, ему не дадут: он интересовался новейшими течениями в живописи, а это в те времена, мягко говоря, не поощрялось (одно из свидетельств экспериментов — абстрактный «Автопортрет», написанный в 1970-е, — можно увидеть на выставке). Поэтому Голявкин целиком ушел в литературу (в советское время публиковались только рассказы для детей; то, что он писал для взрослых, вышло аж в 1990-е), а страсть к изобразительному искусству удовлетворял, иллюстрируя собственные произведения. Эти прекрасные черно-белые рисунки остались, увы, лишь в прижизненных изданиях: нынче произведения Голявкина для детей активно переиздаются, но уже с новым оформлением, цветным и гламурным. На выставке, разумеется, есть возможность увидеть эти работы и вспомнить детство.
Но главное место в экспозиции занимает живопись. Художник одинаково свободно чувствует себя в разных жанрах, но больше всего любит пейзаж, особенно морской. Частый мотив — паруса. «Неисчерпаемые возможности красок занимали его воображение. Моря и цветы на холстах — символы духовной свободы», — так пишет о творчестве Виктора Владимировича его вдова, писательница Людмила Бубнова. А на открытии Людмила Леонидовна сказала: «Авангард в живописи в 1960-е был не случайным, это было развитие художественной мысли. Схожие процессы шли и в литературе, и тут Голявкин тоже был в авангарде — с него начиналась литература, главным героем которой был сам автор. Главное в литературе — авторское мышление, а мышления нам всегда не хватает…»