Не стало Игоря Шадхана
В Петербурге на 75-м году жизни скончался известный режиссер-документалист
Режиссер Игорь Абрамович Шадхан родился 14 марта 1940 года в Ленинграде. В 1965 году он окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. С 1962-го работал на телестудии Воркуты, с 1966-го — в Норильске, в 1970 — 1989 годах — в Ленинграде. В этот период Шадхан создал более 10 документально-публицистических фильмов; им сняты художественные фильмы «Опасный человек» и «По коням» и, кроме того, фильм-балет «Принц и нищий». C 1977 по 1992 год Игорь Шадхан вел программу на ТВ «Контрольная для взрослых», героями телепередачи стали дети и их родители, участвовавшие в съемках на протяжении 16 лет — с 1978 по 1994-й.
Режиссер говорил, что вся его жизнь в документальном кинематографе — это тоже своеобразная «контрольная для взрослых», где и он как мастер и гражданин постоянно сдает экзамены самой жизни.
В 1981 году Игорь Шадхан стал лауреатом премии Союза журналистов СССР.
В 1992 — 1993 годах он снимает 10-серийную эпопею «Снег — судьба моя» о норильском ГУЛАГе. Им создаются фильмы «Россия. Объяснение в любви», «По гамбургскому счету», «На сверхсрочной», «Школьный вальс», «Как нам трудно дается свобода».
С 1995 года Игорь Абрамович возглавлял созданное им телевизионное объединение «Мастерская Игоря Шадхана».
В 1998-м Игорь Шадхан создал 9 фильмов об известном петербургском дирижере Юрии Темирканове. За фильм о Чечне «Черный огонь» он получил национальную телепремию ТЭФИ.
В 2000-х Шадхан приобрел новую известность — как режиссер фильмов о президенте РФ Владимире Путине, с которым был знаком еще со времени работы Путина в Петербурге. В числе этих картин — «Ваше Высокоодиночество», «Власть» и «Вечерний разговор».
Игорь Шадхан успел создать более 200 картин. Он был заслуженным деятелем культуры Польской Республики и заслуженным деятелем искусств Российской Федерации.
Прощание с режиссером пройдет 29 октября в 11 часов в Доме радио на Итальянской улице.
***
Константин Селиверстов, кинорежиссер, оператор, сценарист:
— Об этом человеке я могу сказать только самое хорошее. Во-первых, он просто был очень талантливым и умным режиссером, я с удовольствием смотрел его картины. Особенно знаменита была в конце 70-х «Контрольная для взрослых» — ее смотрел весь Советский Союз. Для меня творчество Игоря Шадхана началось с этого фильма.
Я имел счастье немного общаться с ним, когда начинал снимать. И он сразу же проникся, захотел мне в чем-то помочь, давал очень ценные советы.
Помню, что, когда снял первый свой фильм «Моцарт в Петербурге», показал ему. И через неделю, к своему невероятному удивлению, обнаружил свою картину в телепрограмме. Игорь Абрамович не только показал ее — а еще и перед фильмом полчаса говорил о нем, представлял его телезрителю.
Фильм, я считаю, был сырой и не очень внятный. Но для меня это тогда было огромным стимулом к тому, чтобы работать и совершенствоваться. При том что до этого мы с Игорем Абрамовичем совершенно не были знакомы! Это было удивительно, с таким отношением я больше никогда не сталкивался. Люди, занимающиеся кино, обычно замкнуты на себе, на своих делах и проблемах. Им не до того, чтоб помогать другим. С Игорем Шадханом все было не так.
Спустя лет десять после этого я показал ему фильм «Сцены из жизни богемы». А после этого мы, кажется, и не пересекались.
Мне очень жаль, что его уже нет. Хотелось бы показывать ему свои работы, услышать его мнение.
***
Михаил Литвяков, кинорежиссер, основатель фестиваля «Послание к Человеку»:
— Мы примерно в одно и то же время вошли в кино. И нельзя было не заметить появления на экранах работ Игоря Шадхана — свежих, оригинальных. Невозможно было пропустить ту же самую «Контрольную для взрослых». Потом уже я познакомился с ним лично. Это был удивительный человек, светлый. И его глаза были голубые, светлые и бездонные.
Он всегда откликался на любую просьбу, приходил, давал свои картины на мой фестиваль, участвовал в жюри, очень помогал своими рекомендациями. Мастерская Игоря Шадхана — это тоже был настоящий прорыв. Он вовлекал детей, молодежь в работу над кино. Поучиться там многие считали за честь.
А главное, конечно, — это его фильмы. Они проникнуты были и актуальностью, и художественностью, и образовательным пафосом. Уже потом я узнал его работы, которые он делал в Воркуте, в Норильске. А сперва было то, что он делал на нашем телевидении. Это всегда был особый художественный и человеческий взгляд на тех людей, с которыми он дружил и которые составили славу нашего города. Это и Юрий Темирканов, и Даниил Гранин, и Андрей Петров. И я помню реакцию зрителей на его фильмы.
Я неоднократно встречал его в коридорах Смольного. Анатолий Собчак очень любил кино и всегда общался с Игорем. Это был самый демократический период, власть тогда была очень доступна.
А когда время поменялось, он один из первых сделал фильмы «Власть», «В пути», «Вечерний разговор» — посвященные разговорам с нынешним президентом. И это значит, что он держал руку на пульсе политики.
Я видел его буквально недавно. Он пришел на «Послание к Человеку» в кинотеатр «Великан», и я даже его не узнал сперва — это была тень Игоря Абрамовича. Только его голубые бездонные глаза смотрели на меня. Поговорить толком не было времени, мы только обменялись рукопожатием и несколькими словами.
Он один из тех людей, которые создавали кино в нашем городе. Только что ушел Виктор Семенюк — другой замечательный режиссер. Не успели похоронить его, как следом Игорь… Как православный человек, я знаю, что смерти нет, а есть суд Божий. Я думаю, что Господь простит ему прегрешения. А дело, которому он посвятил свою жизнь, будет продолжаться. Есть дочь, жена. И его ученики, которые продолжают творить в мастерской. Пока это происходит, будет жива и память об Игоре.