Не стало драматурга Виктора Славкина
Он ушел из жизни 16 марта в Москве
Виктор Иосифович Славкин родился в 1935 году. Окончив Московский институт железнодорожного транспорта, работал инженером. В начале 1960-х он начал писать одноактные пьесы, которые ставились в эстрадном театре-студии МГУ.
Спектакль «Серсо»
Самый важный этап в творчестве драматурга наступил в конце 1970-х, когда произошла его встреча с режиссером Анатолием Васильевым. Началось все как бы случайно. Пьесу «Дочь стиляги» должен был ставить в московском Театре имени Станиславского Иосиф Райхельгауз, но ему пришлось уйти из театра, и работу над спектаклем начал Васильев.
Вот как об этом вспоминал сам драматург: «Когда я <...> встретился с Васильевым, он мне сразу сказал: «Старик, я должен тебя предупредить, ты юморист, а у меня будет не смешно». Я даже как-то завял, говорю ему: «Ну как же? Вроде это комедия...» А он в ответ: «Иосиф умеет делать смешно, я не умею». Позже он говорил артистам: «Знаете, советскую пьесу везде ставят с пренебрежением. Шекспира ставят серьезно, а советского автора... ну что он может написать? А мы будем ставить это как Шекспира». Конечно, эти слова мне были очень приятны, хотя они вовсе не означали, что я Шекспир. Васильев добавил: «Мы будем работать с такой же серьезностью и с таким же сложным разбором» (из книги Полины Богдановой «Логика перемен. Анатолий Васильев»).
На видимость случайная эта встреча стала знаковой не только для драматурга и режиссера, но и для всего отечественного театра. Спектакль «Взрослая дочь молодого человека» стал культовым. В Васильеве увидели создателя совершенного нового русского театра, а Славкина причислили к лучшим представителям «новой волны» в драме. Драматургов «новой волны», заявивших о себе в 70-е и 80-е (среди них, помимо Славкина, — Людмила Петрушевская, Владимир Арро, Александр Галин, Людмила Разумовская, Николай Коляда), объединили достаточно условным понятием «поствампиловцы».
Следующий совместный шедевр Васильева и Славкина — спектакль «Серсо», поставленный в 1985 году на Малой сцене Театра на Таганке. Представляя в феврале на Новой сцене Александринского театра заново смонтированную киноверсию этого спектакля, Анатолий Васильев сказал о драматурге: «Вы не представляете, какого это удивительного таланта человек! Работать с ним было исключительно легко. Мы очень дружили и понимали друг друга с полуслова. «Серсо» — наша вторая (после «Взрослой дочери молодого человека») совместная работа. Пьеса сначала была совсем другой и называлась «Мне сорок лет, но я молодо выгляжу». Текст совпал с моим ощущением времени и театра. Не хотелось репетировать что-то драматичное, тяжелое, привычно-конфликтное. Новая пьеса была неровной, но легкой, воздушной. Сначала мы с Виктором хотели снимать по ней кино. Но выяснилось, что это не получится, что будет все-таки спектакль, и автор продолжил работать над текстом, в еще большей степени проявляя его особые свойства. Я побуждал Виктора полностью уйти в этой пьесе от какой-либо твердости, закрепленности, сделав ее как бы подвижной плазмой. И он, не задумываясь, отказывался от уже сделанного и писал снова и снова. Работа с актерами велась в этом же направлении: размывая всякую фиксированность, мы стремились к подвижности, текучести».
Театр — явление хрупкое и эфемерное. Гениальные спектакли Васильева, поставленные по пьесам Славкина, эту эфемерность театрального бытия как будто возводили в степень. Прежде всего, это относится, конечно, к «Серсо». Но через тексты Виктора Славкина и киноверсии спектаклей у нас есть возможность прикоснуться к лучшим образцам русского театра.