«Не трудно было быть самой собой»
На 88-м году ушла из жизни народная артистка РСФСР Ольга Аросева
В последнее время она много и тяжело болела, в сентябре попала в больницу, но и оттуда, несмотря на плохое самочувствие, постоянно звонила в Театр Сатиры, где проработала 60 лет, обещая, что скоро выйдет на работу.
В последнее время она играла в трех спектаклях — «Идеальное убийство», премьере прошлого сезона «Реквием по Радомесу» и в самом популярном, бенефисном, «Как пришить старушку».
Блестящая комедийная актриса, Ольга Аросева и в жизни была человеком-праздником. «Думаю, что я вообще умею радоваться жизни, — сказала Ольга Александровна в одном из интервью. — Я не чувствую старости и очень люблю людей, которых, несмотря на возраст, никак не назовешь стариками. Очень ценю в человеке непосредственность, ум и дар острого слова».
Потому она, наверное, была так органична в образе великолепной пани Моники из знаменитого «Кабачка «13 стульев», который так любили советские телезрители.
«Играть пани Монику было легко. Это ведь не классический образ, где нужно соблюдать какие-то каноны, традиции. Не скажу, что это создание сложного характера, это легкий, веселый человек, который в какой-то степени есть и во мне. Поэтому не трудно было быть самой собой», — вспоминала впоследствии Аросева.
Возможно, образ очаровательной польки, чем-то напоминавшей героинь блистательной Иоанны Хмелевской (тоже на днях ушедшей из жизни), так удался Аросевой еще и потому, что в ней текла польская кровь, унаследованная от матери — польской дворянки Ольги Гоппен.
Отец Ольги Аросевой был известным большевиком и дипломатом. Детство актрисы прошло в Париже, Стокгольме и Праге. Семилетней девочкой она вместе с отцом вернулась в СССР. Одно из ярких детских впечатлений — авиапарад в Тушине, на котором маленькая Оля получила от Сталина букет цветов. Ее отца расстреляли в1938-м. Ольга написала вождю письмо о том, что она не верит обвинениям, но ответа так и не дождалась.
Мать актрисы ушла из семьи, когда Ольге было пять лет, уехав из Стокгольма на Сахалин, к любимому мужчине. Это и спасло маленькую Аросеву и ее сестру. Вождь проявил «милосердие», отпустив дочерей ре-прессированного им дипломата к матери.
Но дорога в любой институт была для Ольги Аросевой закрыта. Она решила стать актрисой.
После войны в Москве гастролировал ленинградский Театр Комедии, которым в те годы руководил Николай Акимов. Ольга Аросева, загоревшаяся желанием попасть в театр, пришла «показаться» и была встречена благосклонно. Поскольку у нее не было диплома актрисы, она предъявила диплом сестры, успевшей окончить театральное училище. В Театре Комедии она провела пять лет, которые потом называла счастливейшими. Но потом началась «антиакимовская» кампания, и труппа изгнала своего режиссера. Аросева не могла с этим смириться и вернулась в Москву, где поступила в Театр Сатиры, ставший ей родным. Впоследствии она говорила: «Собаки лучше людей. Они не предатели. Ни в чем: ни в мелочи, ни в чем-то крупном. И они умеют любить... Понимаете, в собаке я уверена на сто процентов, в ней есть надежность. Я знаю, что она меня не предаст, не бросит, защитит, если будет нужно. А в людях разве можно быть уверенным до конца? Нет, конечно, я просто знаю им цену...»
Звание народной артистки РСФСР ей дали только в 1984 году, до этого не давали — из-за незаконченного высшего образования. Но для того чтобы артист был народным, не обязательно официальное признание чиновников, куда важнее — любовь зрителей, которой у Ольги Аросевой было в избытке. Миллионная аудитория полюбила ее за роли в рязановских «Берегись автомобиля» и «Стариках-разбойниках»…
Прощание с Ольгой Аросевой состоится в ее родном Театре Сатиры в пятницу. Похоронят ее на Головинском кладбище, рядом с родителями.
Метки: Утрата Кинозал Подмостки
Важно: Правила перепоста материалов