Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

«Не все буквы знает, а гаджетом владеет виртуозно!»

Хотите вырастить ребенка хорошим человеком? Тратьте на него в два раза меньше денег и в два раза больше времени

Сегодня — праздничный день для 430 тысяч школьников, а также их родителей, бабушек и дедушек. Из 430 тысяч 47 тысяч — первоклассники. Им сегодня предстоит впервые войти в классы уже в качестве учеников. Даже если ранее ребенок занимался на подготовительном отделении, все равно без переживаний (а где-то и без слез) не обойдется. А родители уже прикидывают, как сложится школьная жизнь их чад.

Чем нынешние ученики отличаются от мальчиков и девочек былых времен? И что родителям школьников нужно учитывать? Об этом читателям «ВП» рассказывает Светлана ШЕЛАГИНА, учитель начальных классов ГБОУ «Академическая гимназия №56», заслуженный учитель России (на фото). Эта гимназия расположена на пяти площадках, одна из которых находится на Пудожской улице. Именно здесь уже 33 года работает Светлана Владимировна.

— Для вас это уже 34-е 1 сентября в этих стенах…

— Не совсем так. 42-е! Много лет тому назад (в 1971 году) моя мама решила мою судьбу. И за это ей огромное спасибо. Мама привела меня, семилетнюю девочку, в 1-й класс восьмилетней (тогда еще) школы №56. Так у меня появилась школьная семья. Учителя стали для меня строгими, но справедливыми старшими товарищами. Со школой на Пудожской у меня связано много добрых воспоминаний.

Закончив восьмилетку, я поступила в педагогическое училище имени Некрасова, потому что очень хотела стать учительницей. В те годы катастрофически не хватало учителей начальных классов, и уже на 4-м курсе педучилища нас отправили на активную педагогическую практику, фактически на работу. Так через три года я вернулась сюда, в родные школьные стены, но уже учителем начальных классов, и вновь почувствовала себя частью большой семьи — школы №56. С тех пор со своей любимой школой на Пудожской я больше не расставалась.

Меня здесь встретили добрые и отзывчивые люди, вместе с которыми я училась и продолжаю учиться педагогическому мастерству и которые стали для меня добрыми друзьями и профессиональными наставниками.

Мне было семнадцать, и мне достался 1-й «В» класс, в котором обучались 42 ребенка. Я, отлично занимающаяся в педучилище, поначалу немного стеснялась и даже побаивалась их родителей, которые (по сравнению со мной) обладали большим жизненным опытом.

Знаете, не зря говорят: первый год работы — преодоление себя, второй — исправление ошибок, третий — создание чего-то нового, когда ты осознаешь, что можешь внести в методики что-то новое, конструктивное.

Что же касается моих первых учеников и их родителей, то со многими из них мы не теряем связи. Став взрослыми, мои ученики потом приводят в нашу школу (и в том числе ко мне в класс) своих детей.

Педагогическое училище я закончила уже заочно, а потом, тоже заочно — Педагогический институт имени Герцена. А что касается моей школы, то в 1990-м к нам пришла новый директор — Майя Борисовна Пильдес со своей командой, и школа сразу стала из восьмилетки десятилеткой, через год — авторской школой, а потом — гимназией. Сейчас мы — академическая гимназия №56 Санкт-Петербурга. Я горжусь тем, что именно в школе на Пудожской начала свою новейшую историю наша гимназия. В школе на Пудожской получила рождение и моя личная семья. Вот уже более 20 лет я счастливая жена и мама.

— Вы работали и в советской школе, теперь — в школе XXI века. Проще было тогда?

— В целом раньше работать было легче. Потому что дети не были перегружены современными гаджетами, на них не сваливался гигантский информационный поток. И они были более выносливые. Сейчас же многие дети, если их построить в классе, в зале,  минуты спокойно простоять не могут: им уже нужно опереться о стену. К тому же с каждым годом все больше детей имеют проблемы со зрением, страдают болезнями позвоночника.

Знаете, я как-то открыла свои учительские конспекты той поры. И пришла к выводу, что те уроки уже совершенно невозможно повторить сейчас. Потому что это другие дети, да и приемы и методы преподавания несколько изменились. Стал больше упор на развивающее обучение, дифференцированный и индивидуальный подходы. Появились новые средства обучения: печатные учебные тетради, компьютеры, смарт-доски и многое другое.

— Отличаются ли современные школьники от школьников той поры?

— Они и не могут не отличаться. Каждое поколение является отражением той эпохи, в которой живет. Современные дети (на мой взгляд) более мобильны, больше путешествуют, быстрее ориентируются в изменяющейся обстановке, стремительно, как губка, впитывают информацию, полученную извне, очень быстро перерабатывают ее (порой не нуждаясь в помощи взрослых, а используя современные гаджеты). Иногда доходит до парадоксов: семилетний ребенок прекрасно работает с планшетом, но не знает свою фамилию, адрес, как полностью зовут родителей. Не все буквы знает, а гаджетом владеет виртуозно!

Современные дети меньше читают, а главное, все чаще и чаще испытывают недостаток ЖИВОГО общения с родителями, другими взрослыми и со сверстниками, что усложняет процесс обучения и взаимодействия друг с другом в школе. Проблемным становится умение сформулировать свою мысль, построить предложение, составить небольшой связный текст. Они недостаточно хорошо воспринимают информацию на слух, с первого раза не реагируют на обращение к себе, не слышат объяснения учителя. Память детей становится хуже, внимание — рассеянным.

Поэтому первая заповедь думающего родителя: как можно больше общаться со своим ребенком. Никакой гаджет, никакая няня не заменят этого общения! Есть очень правильное утверждение: чтобы вырастить ребенка хорошим человеком, надо тратить на него в два раза меньше денег и в два раза больше времени!

↑ Наверх