Газета выходит с октября 1917 года Friday 10 мая 2024

Не запикать, не увидеть

В Выборге завершился ХХ фестиваль российского кино «Окно в Европу»

По мнению профессионального жюри, лучшими стали два фильма: «Шопинг-тур» питерского режиссера Михаила Брашинского и «Все ушли» грузина Георгия Параджанова. А вот по мнению зрителей кинотеатра «Выборг-палас», главного приза «Золотая ладья» оказались достойны «безбашенный» экшн «Соловей-разбойник» 23-летнего московского режиссера Егора Баранова, а также фильм «Поклонница» 84-летнего петербургского мэтра Виталия Мельникова. Питерскую фестивальную копилку пополнил и приз за лучшую жен­скую роль, врученный актрисе «Небольшого драматического театра» Татьяне Колгановой за фильм «Шопинг-тур».

Валерия Гай Германика (справа) шокировала жителей Выборга своими нарядом и манерами.


«Шопинг-тур» — уморительная история, придуманная и снятая бывшим киноведом Михаилом Брашинским, про то, как российские туристы попадают в руки финских… каннибалов. По сюжету все происходящее снимает своим мобильником 15-летний подросток, так что и фильм сделан в той же «стилистике мобильника». И кстати, снят на личные сбережения режиссера, а именно за два миллиона рублей. «Надо же, у нас за два миллиона долларов уже не сделать картину!» — удивлялись московские киношники.

Тема малобюджетного кино на фестивале витала в воздухе. Чуть ли не в половине лент действие происходит в одних интерьерах: в туалетной комнате элитного ресторана, в квартире, недостроенном загородном доме и т. д. Голь на выдумки хитра, и режиссеры чего только не придумывают, чтоб получилось кино, а не театральная постановка. Пусть картинка в таких фильмах не столь яркая и воздушная, зато есть возможность поиграть крупными планами, дать актерам «высказаться». В этой ситуации даже такие звезды, как Елена Яковлева и Татьяна Лютаева (в фильме режиссера Вячеслава Яковлева «Пять звезд», снятом за 460 тысяч долларов за 12 дней в Минске), раскрываются с неожиданных сторон, создавая яркие и сочные образы. При этом обе героини, обнажая самые темные стороны своей бурной жизни, не прибегают к столь модному ныне в кино мату.

Режиссер и актер Филипп Янковский представил в Выборге новый фильм «Любовь с акцентом».

— Мы все живые люди, и, когда играешь нешуточные страсти, с языка чего только не слетит, на съемках мы могли и крепкое слово употребить, — призналась актриса Татьяна Лютаева. — Однако наш режиссер Слава Яковлев (ему 45, когда-то окончил ЛГИТМиК, теперь живет в Америке. — Прим. авт.) пресекал всякую грубость, нецензурщину, хотя в остальных случаях охотно позволял нам импровизировать. И действительно, когда героиня, у которой волосы дыбом встают от коварства и предательства лучшей подруги, произносит вместо матерной тирады ироничное «ай-ай-ай», это воздействует сильнее…

Впрочем, подобные «телячьи нежности» мало волнуют новое поколение российских кинематографистов. Даже режиссер Борис Хлебников, которого называют надеждой нового русского кино, в комедии «Пока ночь не разлучит», перенаселенной звездами (действие происходит в зале элитного ресторана), не запикивал крепкие слова. А молодой режиссер Мария Саакян, получившая спецприз жюри «За яркий творческий поиск», в фильме «Энтропия» дала возможность Ксении Собчак, Валерии Гай Германике, модному манекенщику Даниле Полякову выражаться, как они пожелают, и те отвели душу по полной программе.

Актер Игорь Жижикин сыграл в фильме «Соловей-разбойник».

Вряд ли эти картины доберутся до проката или до телепоказов (их даже запикать невозможно — останутся одни «пи-пи-пи»!), но интернет-ресурсы их возьмут с превеликим удовольствием. А у Интернета нынче громадная аудитория. Да что там Глобальная сеть! Ведь в этом году в Канне приз за лучший дебют получила короткометражка «Дорога на…» вгиковской дипломницы Татьяны Игуменцевой (студентки Алексея Учителя), в которой главный герой, ничем не примечательный парень, по ночам, надев костюм, белую рубашку и галстук, выходит во дворы панельных домов, чтобы завопить изо всех сил «А пошли вы на …!», и оказывается способным на большую любовь только тогда, когда его девушка присоединяется к истошным ночным матерщинным воплям.

↑ Наверх