Газета выходит с октября 1917 года Thursday 21 ноября 2024

Не знаю я, известно ль вам...

До 15 мая в Особняке Румянцева проходит выставка петербургской художницы Дзовинар Бекарян. В экспозиции представлены около 60 произведений живописи и графики разных лет

Дзовинар Бекарян родилась 23 февраля 1940 года в Ленин­граде в семье народного художника Армении Ары Бекаряна и художницы Дии Бекарян (Губановой). Вернувшись из эвакуации в послевоенный Ленинград, Дзовинар училась в СХШ при Институте им. И. Е. Репина, а потом окончила и факультет живописи этого института.

В Союз художников Бекарян приняли в 26 лет, и это в те времена, когда человек в сорок лет считался молодым и начинающим. Художница работает в разных техниках и жанрах, но все же главной темой в ее творчестве остается Ленинград — Петербург.

«Зеленый дом». Холст, масло. 1996

Как призналась сама Дзовинар Аровна на церемонии открытия, в свет она выходит редко, в основном работает. На пленэре не пишет — делает наброски и зарисовки, а саму картину создает в мастерской. При этом ее работы удивляют точностью деталей (все городские пейзажи легко узнаваемы, это реальные виды города, а не архитектурные фантазии); друзья-художники объясняют, что все дело в ее уникальной памяти. Дзовинар Бекарян рассказала пришедшим на открытие выставки про каждую петербург­скую работу, с какой точки был увиден тот или иной пейзаж. Так же тщательно она пишет интерьеры: иногда по виду из окна можно понять, в каком районе города находится дом.

Кстати, часть работ посвящены Санкт-Петербургу в сумерках, и искусствоведы окрестили эту серию — как? Правильно, «Вечерний Петербург».

Но не надо думать, что художница изображает только родной город: в свое время она много поездила по СССР, на выставке есть виды и Украины, и Белоруссии. С особенной теплотой Дзовинар Бекарян вспоминает о Витебске: «Прекрасный Витебск — правда, думаю, в начале ХХ века он был еще лучше. В городе был 101 храм, причем разных вероисповеданий. В советское время не оставалось ни одного. Но все равно город очень живописный, стоит на высоких холмах. Наверное, сейчас он совсем другой, появились новые современные здания... я не хочу возвращаться и портить то впечатление».

«Фейерверк». Бумага, пастель. 2004

Еще одна важная тема — тема деревни. У художницы есть домик в Псков­ской области. «Там неожиданно видишь небо», — говорит она. Деревенская серия — это не только пейзажи, но и портреты местных жителей.

Из прошлых эпох Дзовинар Аровна особенно любит XVIII век, наивный и декоративный. Это сближает ее с художниками Серебряного века, утонченными эстетами. Это тоже Петербург, но не настоящий, а сказочный: в небе вспыхивают фейерверки, а в парках прогуливаются дамы в высоченных париках со своими кавалерами.

↑ Наверх