Небольшой драматический театр: Сказки во сне и наяву
О том, что НДТ Льва Эренбурга наконец дадут собственное помещение, говорят в городе уже давно — практически с тех пор, как театр три года назад стал из частного муниципальным
Но вот теперь вроде бы появилось здание на Михайловской улице. Пока театр и спектакли играет, и ноябрьскую премьеру планирует на популярной в городе арт-площадке «Скороход». Премьер будет три. Две из них поставят артисты Эренбурга, одну — сам создатель театра. Причем, что кажется почти невероятным, ближайшая из премьер будет сказкой и случится 11 и 12 октября.
Сцена из спектакля НДТ «В Мадрид! В Мадрид!»
Сказку в НДТ вообразить себе действительно сложно. 17 апреля 1999 года театр открылся, и его сразу окрестили (возможно, и сам его создатель, режиссер Лев Эренбург) «Не БДТ». Эренбург учился у Товстоногова и знал, о чем говорил. Точнее, знал, от чего отталкиваться — от театра эффектных мизансцен, красивых героев, прекрасных форм, какая бы в них ни вкладывалась суть. Герои в произведениях Эренбурга и его юных учеников были некрасивы, на первый план выносилось «слишком человеческое», «человек» не звучало гордо. НДТ называли физиологичным театром, мучения его чеховских героев вызывающе антиэстетичны, пьяный Иванов ползает на четвереньках, Соленый вырывает себе зуб сахарными щипчиками (Эренбург, кто не знает, по первой профессии зубной врач), горьковский величественный монолог о человеке обращается нечленораздельным пьяным бредом Сатина. И так далее, и тому подобное. Однако во всех этих героях подчас (совсем нередко) открываются достоевсковские бездны, да и жизнь их не балует: например, батарея полковника Вершинина — это явно боевые офицеры, явившиеся на именины прямиком из «горячей точки» с контузиями и непрезентабельными манерами. Любви это, что характерно, не отменяет, просто она становится более отчаянной и открытой. Что важно, за 15 лет бродячего существования ни один спектакль Эренбурга не потерялся, не сошел со сцены. «Мы делаем спектакли долго, и они поэтому получаются долговечными», — говорит Эренбург.
Итак, ближайшей премьерой НДТ станет сказка «Волшебник страны Оз» — ее выпустят два ученика Льва Эренбурга: Кирилл Семин и Евгений Карпов. Крайне неразговорчивый Эренбург уверяет, что эта история не будет сказкой для взрослых, но и детсадовцев театр не приглашает. Это история для семейного просмотра, где будет о чем задуматься и родителям, и детям. По счастью, этот формат, когда-то доминировавший в репертуаре ТЮЗа Корогодского, теперь снова встречается все чаще.
Сцена из спектакля НДТ «В Мадрид! В Мадрид!»
Почти сразу после интерпретации сказки Фрэнка Баума и Александра Волкова в НДТ выпустят «Валентинов день» по пьесе Ивана Вырыпаева, сиквелу знаменитой в советские времена пьесы «Валентин и Валентина». Ее поставит другой актер и ученик Эренбурга — Вадим Сквирский. Это еще одна особенность театра Эренбурга: он замечательно самодостаточный. Даже режиссеров со стороны не зовут, в своей среде культивируют. Видимо, «птичий язык», на котором здесь изъясняются, который вырабатывался годами и лежит в основе здешнего производственного процесса, не допускает людей со стороны.
«Валентинов день» — это тоже своего рода сказка, но уж совсем для взрослых. В пьесе действуют две женщины, некогда любившие одного мужчину, а теперь обреченные на общение друг с другом, потому что память любви к человеку, которого уже нет в живых, оказывается гораздо сильнее былой ненависти. Ситуация осложняется тем, что любил герой одну женщину, а женился на другой. Но без пресловутого «треугольника», конечно, не обошлось. Тем не менее один из самых ярких деятелей современного театра — драматург и режиссер Иван Вырыпаев написал одну из самых небанальных мелодрам за всю историю существования этого жанра. И при этом замечательно остроумную. Сны и воспоминания играют в тексте не менее значительную роль, чем реальность. И еще в первом же действии на стене, по рецепту Чехова, висит ружье. Премьера намечена на 19 ноября на площадке «Скороход».
Сам Эренбург тайну материла, за который он возьмется в ближайшее время, не раскрывает. По его словам, не потому что это такой секрет, а потому, что нет окончательной ясности: «Очень хотелось бы Шекспира, но вполне возможно, что это будет Горький». Впрочем, в случае с Эренбургом важно, что это будет Эренбург.
А буквально в день выхода газеты театр еще и собирается представить новый фирменный стиль, разработанный одним из дружественных театру городских агентств. Так что, когда будете искать в ворохе рекламных постеров афиши НДТ, имейте это в виду.
Важно: Правила перепоста материалов