Газета выходит с октября 1917 года Friday 19 апреля 2024

«Неделя. Постфактум» (от 3 августа)

Не самые заметные, но тем не менее важные для жителей Петербурга события, явления и тенденции — в еженедельном обзоре и авторских комментариях наблюдателя «ВП» Петра СЕМЁНОВА

О штрафах и тарифах

У нас принято ругать высокие штрафы, тарифы. Но одно дело — очередное подорожание метро, анонсированное на прошлой неделе, а другое…

Во-первых, не понимаю людей, которые негодуют по поводу драконов­ских штрафов. Вы что, собираетесь нарушать закон? Если нет, то с чего негодование? А если да… Если да, то тут два варианта. Если вы собираетесь нарушать правильный закон (например, превышать скорость или курить в автобусе), то извините. А если неправильный (коих в последнее время, конечно, развелось), то протестовать надо не против высоких штрафов, а против самого закона.

Впрочем, много вы знаете тех же дорожных правил, которые можно назвать идиот­скими? Я не автомобилист, но чтото не припомню. А если кто и сможет привести пример, то согласитесь: этот пример будет редким исключением.

Я в принципе и сам раздражаюсь, когда водитель просит пристегнуться. Но пристегиваюсь. Потому что знаю: после последнего повышения штрафов количество смертей на российских дорогах стало снижаться. Снижаться после долгих лет статистического роста.

Тарифы тоже можно разделить на две категории: на платежи обязательные и не очень. К первым относятся, скажем, транспортные тарифы — хочешь не хочешь, а до работы на метро добраться надо. Или коммунальные. Здесь, конечно, общество вправе ворчать. И не только потому, что от этих платежей никуда не деться, но и потому, что подобные цены устанавливают, как правило, монополисты.

Другое дело — тарифы, которые можно назвать ограничительными. Взять платные парковки. Ну как объяснить некоторым товарищам, что плата за парковки вводится не для того, чтобы набить бюджетную или какую другую мошну, а чтобы люди реже ездили на машинах в центр? Очень надо? Пожалуйста. Только плати. Не очень надо? Ну так пожалей город… А как еще избавить наш прекрасный центр от пробок? Разве что запретить въезд в центр вообще.

Или стоимость аренды в бизнесцентрах. Считается, что аренда эта в центральных районах запредельная. А я вам скажу, что напротив — мало берут. Потому что если бы аренда в центре стала еще дороже, то БЦ в центре города не было бы. А это — один из ключевых пунктов в, увы, несуществующей программе по избавлению центра от тех же пробок.

Акцизы на табак, на алкоголь — из той же оперы. Сам я и курю, и выпить не дурак. Но против роста цен на эту продукцию ничего не имею. Потому что хочу курить меньше. Потому что цены на водку у нас такие, что страна спивается.
Помню, заказал на свадьбу лимузин (вроде так положено). Курить, спрашиваю, можно? Можно, отвечает водитель. И выкатывает прейскурант. Точной цифры не помню, но помню, что курить сразу расхотелось.
Это я все к тому, что не все штрафы и тарифы повышаются только потому, что некие мироеды хотят народ ограбить. Бывает и так, что альтернатива повышению — тотальный запрет.

Человек недели

Алексей Бнатов

Гендиректор ООО «Магистраль Северной столицы» (инвестор и оператор строительства Западного скоростного диаметра) отчитался о ходе самой важной дорожной стройки Петербурга. Из отчета можно выделить два пункта. И оба по нынешним временам — почти уникальные. Первое: за время работ стройка не (!) подорожала. Второе: ЗСД будет сдан в срок, в 2016 году. Удивительно…
На сегодня, как известно, открыты только два участка диаметра: северный и южный. То есть насквозь по этой дороге город пока не прошить. Но уже сейчас можно назвать уйму неудобных маршрутов через центр, от которых горожане смогли отказаться благодаря ЗСД. Словом, дорога очень нужная. Но… Стало ли в городе меньше пробок с открытием первых участков ЗСД? А с появлением КАД? То-то и оно, что нет. У транспортной науки свои законы, и если какие-то машины покидают тот или иной участок дорожной сети, то на их место тут же приходят другие. Где они были раньше? Стояли в гаражах, в автосалонах.

Я это к тому, что до открытия ЗСД — всего-то год. Если за это время не разработать серьезные меры по ограничению движения в центре, то заработавший на полную мощь диаметр не в борьбе с пробками поможет, а просто увеличит число автомобилей на город­ских улицах. А когда еще город получит такой шикарный шанс разгрузить центр, какой дает ЗСД?

Цифра недели

37 минут

В июле и «Вечёрка» в целом, и «Неделя. Постфактум» в частности обращались к теме конфликта, который созрел на рынке такси-перевозок в связи с активизацией на нем интернет-сервисов. В двух словах напомню суть. Старые перевозчики обвиняют новых в том, что те демпингуют. Новые же в ответ: мол, старые зажрались, а мы просто умеем наладить дешевый и удобный сервис.

И вот мне в очередной раз понадобилось такси. Дело было в пятницу вечером, и город стоял в пробке. Поскольку такси мне надо было получить с гарантией (а не «ждите, когда к вам приедут»), то я стал обзванивать обычные таксомоторные фирмы, услугами которых пользуюсь давно. Но по одному из номеров было не дозвониться, а по второму и третьему мне сказали, что смогут подать машину только через час. И тогда я нашел телефон районного такси — фирмы, которая позиционирует себя как такси Петроградского района, где я и находился.
Оператор сказал, что машина будет в течение 25 минут. Годится. Вскоре пришла эсэмэска: авто будет по указанному адресу в 17.52 (с точностью до минуты, заметьте), то есть через 25 минут. Когда прошло полчаса, а машина так и не появилась, я позвонил снова. Трубку долго не снимали, а когда сняли, то женский голос сообщил, что… «ваш заказ еще никто не принял». То есть не «машина в пути, извините за опоздание», а хотите — ждите у моря погоды, хотите — нет. Понимаете? Выставили заказ и, не дождавшись, пока его кто-то из водителей возьмет, прислали мне сообщение, что машина будет в 17.52. Так я потерял почти 40 минут и едва не опоздал на важнейшее дело.

Признаюсь, что так цинично такси меня подводит едва ли не первый раз в жизни. Но владельцам фирм, которые жалуются на интернет-сервисы, хотел бы посоветовать: вместо того чтобы бороться с конкурентами путем написания писем губернатору, постарайтесь просто выиграть обострившуюся конкуренцию. Как? Ну хотя бы не жадничать и не брать заказы, выполнение которых не можете гарантировать.

Цитата недели

«Что б они подавились!..»

«И что ж это такое-то?! Вот ведь, мироеды проклятые, все им мало! Да чтоб они подавились!»

Покупательница в магазине по адресу: Каменноостровский пр., 59 (источник: разговоры в очереди у кассы)

Взял продукты. Подхожу к кассе. Хотел купить еще сигарет — нету. Ни сигарет, ни закрытой витрины над кассой, где они обычно лежали.

— А мы же, — говорит продавщица, — закрываемся.

— А что так?..

— Аренду повысили так, что хозяевам теперь не потянуть.

Ну тут в очереди и началось!..

Магазин этот местные любят. Он — один из немногих здесь  эксклюзивный, не сетевой. И ассортимент соответствующий. Причем где-то месяц назад совсем рядом закрыли другой подобный магазинчик. История — та же: аренда, говорят продавцы, чуть не в два раза выросла.

И вот ведь совпадение: давеча неподалеку открылся… очередной сетевой магазин.

Этим никакая аренда почему-то не страшна.

Картина недели

Чисто там, где не мусорят?..

Фотокор «ВП» Наталья Чайка никак не может понять, кому обломать руки за это безобразие — местным жителям, которые постоянно оставляют здесь мусор, или властям, которые не догадаются установить здесь мусорный бак.

Ожидание недели

Присматриваясь к Финляндии

Пишу эти строки, собираясь в очередную поездку по Финляндии. Если все сложится, то уверен, что впечатлений и наблюдений, как всегда, хватит. И многие из них будут о Петербурге. О том, каким бы мог быть наш город, если бы мы повнимательнее присматривались к соседскому опыту. Так что приступаю к работе над спецвыпуском рубрики «Неделя. Постфактум».

↑ Наверх