Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

«Неделя. Постфактум» (от 31 августа)

Не самые заметные, но тем не менее важные для жителей Петербурга события, явления и тенденции — в еженедельном обзоре и авторских комментариях наблюдателя «ВП» Петра СЕМЁНОВА

Заметки на полях

О школе российской и советской

Завтра мой младший сын пойдет в первый класс. А его старшие братья — в восьмой и десятый. И о том, что такое современная школа, я представление имею. И советскую школу, в которой учился сам, помню отлично. А потому могу сравнивать. И потому очень хочу ответить деятелям, которые в своём ностальгическом угаре предлагают навести в школах старые порядки. Говорят, мол, бардак сейчас в школах: ученики (да и родители тоже) совсем обнаглели, учителей ни во что не ставят — не то, что раньше.

Раньше… Раньше самым страшным человеком на свете дети считали завуча. О директоре и говорить нечего — полубожество-получудовище. Учителя же были разные, но слово каждого из них — закон. Помню, например, как у нас проходили уроки литературы. При работе на уроке главное было угадать «правильный» ответ — тот, которого ждет учительница. Не угадал — вполне можешь услышать что-то вроде «идиот…». Да и в целом: унизить ребенка — для некоторых учителей это было едва не нормой. А защитить детей было некому. Родители? Им только и оставалось, что лебезить перед учителями. А директор… Вызова «на ковер» к директору не боялись разве что только самые отвязанные мамы и папы. И дисциплина была, конечно, железная. О прогулах даже подумать было страшно. Но что в результате-то?

А в результате, помню, что я любил школу, любил учиться где-то до 11 — 12 лет. А до тех пор был на общем фоне почти «ботаником». У подавляющего большинства моих одноклассников тягу к знаниям отбили уже в младшей школе. Отсюда: не сделать домашнее задание и избежать вызова к доске — удача. Проболтать весь урок — удовольствие. Списать и не попасться — счастье. И все в таком духе: ученик против школы, школа против ученика.

Конечно, так было не везде и не всегда. И учителя (завучи, директоры) были разные. Но я учился в образцовой школе, в престижной. И то, что было у нас, — это было то, к чему стремилась система.

А что теперь? Самое главное отличие: теперь учиться никто никого не заставляет. Хочешь — учись, не хочешь — не учись. Хочешь — ходи, не хочешь — прогуливай. Контроль над успеваемостью отдан на откуп родителям. И это, убежден, правильно: это ведь их ребенок, а не государственный.

Нынешние дети учатся, что называется, для себя. Прогуливают? Ну да — не без этого. Но если уж приходят на занятие — слушают. И оценки для них — как результат какой-нибудь викторины. И отношения с учителями у них теплее, проще, чем у нас. Они союзники, а не противники. У моего старшего — половина преподавательского состава в интернет-друзьях.

Опять же: это не про всех и не про везде. Но общий тренд именно такой. Поэтому я очень рад, что завтра мой младший идет в российскую, а не в советскую школу.

Максим Станиславович Ликсутов — заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы

Человек недели

Максим Ликсутов

В начале апреля мы уже отмечали деятельность этого человека на посту главы транспортного департамента столичной мэрии — ставя в пример питерским чиновникам его бурную деятельность по приведению Москвы в чувства. А на прошлой неделе Максим Ликсутов сказал пару слов про Петербург.

На одном популярном сайте ему задали вопрос: мол, что бы вы посоветовали Северной столице по части транспорта, развития городской среды? Чиновник, конечно, ничего советовать коллегам не стал (не в правилах) — ответил, что, дескать, для того чтобы давать советы, надо знать обстановку, ознакомиться и так далее. Но потом все-таки добавил: «Самое главное для любого города — иметь стратегию развития. У Москвы она есть».

Вроде как бы и не про Петербург ответ. Но вопрос-то был про Петербург… Так что намек — прозрачный.

Цифры недели

30 минут. 5 велосипедов

Встречался с женой у «Горьковской» — напротив метро, на Каменноостровском. Пришел раньше. Пока ждал — наблюдал за пунктом велопроката, что там, недалеко от мечети. За полчаса три велосипеда вернулись на стоянку, пять — уехали. То есть спрос есть. Я бы и сам с удовольствием взял в тот вечер два велосипеда напрокат — мы же собирались прогуляться. Но не взял. Потому что на соответствующем сайте я не зарегистрирован. Потому что деньги на банковской карте не держу… А точек, где можно взять велосипед за наличные, под залог паспорта, в нашем городе кот наплакал. В общем, есть над чем подумать, есть куда развиваться. А равняться по велосипедной части можно, например, на Барселону. Там велопрокаты на каждом углу — и никаких регистраций. Да и точку проката искать вовсе не обязательно — велосипед вам могут доставить, куда скажете.

Цитата недели

«Реновация откладывается»

«Сроки (завершения проекта реновации хрущевских кварталов. — Прим. «ВП».) сдвигаются на 2027 год. Столь существенно сдвигать сроки придется из-за девяти проблемных кварталов, в которых не хватает пятен для строительства жилья и социальной инфраструктуры».

Лидия Веремеенко, представитель «СПб Реновации» (источник: газета «Ведомости»)

 

Итак, «СПб Реновация» откладывает завершение проекта на 2027 год, а второй инвестор — «Воин В» — и вовсе на 2032-й. При том, что по изначальному плану все должно быть сделано уже в 2018—м. Нормальная такая заминочка, да?.. И, разумеется, никаких гарантий, что новые сроки — последние. Бизнесмены называют разные причины задержек, но по факту на сегодня из миллионов запланированных метров жилья построено лишь шесть жалких домов на 800 квартир.

— Не исключаю, что проекты, по которым ещё не приступили к работе, мы будем изымать, — заявил на прошлой неделе Игорь Албин.

И что существенно: по мнению вице-губернатора, сообщают «Ведомости», отложены депрессивные, малоинтересные инвесторам территории, которые включались в лоты совместно с привлекательными участками. Правительство, продолжает издание, пойдет «по пути уточнения программы», чтобы «выдержать баланс интересов города и инвесторов».

Кто бы сомневался!.. Лично я думал именно в этом направлении с тех самых пор, когда в список кварталов, подлежащих реновации, попал мой микрорайон. К хрущевским этот квартал относится сугубо формально — по времени застройки. И добротные кирпичные пятиэтажки, которыми он наряду со сталинками застроен, ничего общего с классическими хрущевками не имеют. Однако ж место — больно жирное: прямо у метро, зеленый просторный двор, престижный район…

В 2007—м удалось отстоять наш квартал — из списков его исключили. Но уже тогда я стал подозревать: никакие убогие микрорайоны никто расселять и застраивать не собирается. Куда интереснее покуролесить на самых лакомых участках — и свалить. Ну, или «отложить» работы лет этак на пятьдесят…

Этот человек, согнувшийся в три погибели, вовсе не великан: его рост — около 180 сантиметров.

Картинка недели

И прямо лбом о знак!..

Парковаться там, где запрещено, — плохо. А предупреждать людей, что им грозит эвакуатор, — надо. Но почему надо вешать эти предупреждающие знаки так низко, что на прошлой неделе я, заглядевшись под ноги, задел один из них лбом?.. И запечатленный на этом фото знак — не какое-то исключение: такие не так давно развесили по всему городу.

Ожидание недели

Преображение Петербурга

Пару недель назад, извините за самоцитирование, написал фразу «Я, как человек, который принципиально не покупает автомобиль…» И тут меня спросили: «А в чем принцип-то?..»

А в том, что автомобилист, выезжающий в город, на ту же работу, на своей машине, напоминает мне человека, который пришел в гости со шкафом. Или с коровой. Вы, дескать, уж потеснитесь, она тут пока в уголочке постоит…

Вот представьте себе забитую припаркованными машинами обочину. Или пробку во всю улицу. А теперь мысленно посадите хозяев всех этих машин в метро. Одного вагона им — за глаза и за уши хватит. Но нет — вот вы смотрите все, как я свое туловище по городу перемещаю, нюхайте мои выхлопные газы, слушайте мою бибикалку!

Не говоря о том, что кормить свой автомобиль, как и корову, — и хлопотно, и накладно. На такси — и удобнее, а теперь уже и дешевле. И когда это поймет хотя бы каждый второй автомобилист, наш город преобразится. Жду…

↑ Наверх