Некрасный день календаря
12 декабря в Кремле будет торжественно отмечаться двадцатилетие Конституции Российской Федерации. Двадцать лет для страны — очень короткий срок. Но для человека, с учетом средней продолжительности жизни в нашей стране, это весомая треть или четверть жизни. Только люди сорока лет и старше еще могут припомнить ситуацию и исторический контекст, в которых принималась новая Конституция. Историки до сих пор не нашли однозначной оценки указа президента Бориса Ельцина о конституционной реформе и произошедших после этого событий. Впрочем, здесь уместнее осмыслить опыт этих двадцати лет, а глубокие исторические изыскания оставить на потом.
Первое, что было провозглашено тогда и что пытались удержать все эти годы, — это неизменность Конституции. Данная черта Основного закона трактуется как гарантия стабильности политико-правового строя и предсказуемости социально-политического развития страны и государства. При этом за образец был взят опыт США, где конституция существует с минимальными поправками уже более 225 лет. Хорошо это или плохо для США, решать самим американцам. Но, к примеру, процедура выборов президента, позволившая им трижды за историю избрать на пост главы государства человека, набравшего большинство голосов выборщиков, но меньшинство — избирателей, с точки зрения современной демократии является анахронизмом.
Сергей Иваненков, профессор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, доктор философских наук.
Посмотрим, насколько неизменной за эти годы осталась действующая Конституция РФ.
В первую очередь возникла необходимость изменений по сугубо техническим причинам — в связи с изменением статусов субъектов Федерации. Это живой процесс, и он продолжается.
Недавнее решение об объединении Верховного и Арбитражного судов тоже затрагивает конституционную норму. А значит, изменениям быть.
Самые значительные изменения произошли в 2008 году в связи с принятием поправок о сроках полномочий президента РФ и Государственной думы. Скорее всего, и здесь будут еще изменения. Этот вывод напрашивается, так как возможность избрания главы государства на два срока подряд была истолкована как норма, позволяющая одному и тому же лицу становиться президентом и три, и четыре, и более раз!
Впрочем, если уж говорить о примерах и исторических прецедентах, то в США четырехкратное избрание президентом Франклина Рузвельта оказалось единственным случаем за всю историю США, когда человек был избран на этот пост более чем на два срока. Но тогда это не противоречило конституции и законам страны, а лишь нарушало традицию, заложенную Джорджем Вашингтоном. Однако вскоре, в 1951 году, это правило было законодательно закреплено 22-й поправкой к конституции США: один и тот же человек может занимать пост президента страны не более двух сроков независимо от того, подряд или с перерывом. В Российской Федерации, согласно ст. 81, ч. 3, Конституции РФ, одно и то же лицо не может избираться президентом более чем на два срока подряд. А не подряд, стало быть, может!
Сейчас много обсуждается предложение исключить из 1-й главы Конституции (п. 2 ст. 13) принцип: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Возможно ли государству быть без идеологии? Многие из старшего поколения помнят знаменитые слова В. И. Ленина о том, что «отсутствие идеологии на деле означает присутствие буржуазной идеологии». Но и буржуазная идеология должна быть проартикулирована в определенной государственной идеологии, иначе в этот вакуум устремятся десятки идеологий, направленных против идеологии самой государственности.
Сколько времени еще удастся занимать страусиную политику в этом вопросе? Скорее всего, недолго. Идеологический вакуум на официально-государственном уровне ощущается все острее, и, соответственно, здесь тоже изменений не избежать.
В ожидании грядущего изменения этой статьи множество разных деятелей выступает со своими вариантами поправки. Вот, например, одна из новостей на эту тему, размещенная на сайте Госдумы: «Присутствующие поддержали предложение депутата Елены Мизулиной о возможности внесения в преамбулу Конституции идеи о том, что православие является основой национальной и культурной самобытности России». В ответ уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин со знанием дела заметил: «Надеюсь, никто не будет расфасовывать Конституцию по национальным или религиозным квартирам!»
Есть еще один очень тонкий и важный вопрос — о недрах. Его не будируют наши СМИ, так как он задевает интересы господствующих элит. Вспомним, в 2011 году премьер-министр Владимир Путин, обращаясь к акционерам нефтяных компаний, подчеркнул: «Получая лицензии на недра, вы эти недра используете, но они остаются в собственности российского народа: это — общенациональное достояние в соответствии с действующим законодательством».
Однако, согласно ст. 9, п. 2, Конституции РФ, «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». То есть здесь однозначно прописано равное право на недра частной и государственной собственности.
Так что российская Конституция работает, меняется и будет обновляться в соответствии с новыми социальными реалиями.
В 1994 году президентом РФ были изданы указы: «О Дне Конституции Российской Федерации» и «О нерабочем дне 12 декабря», благодаря которым 12 декабря стало государственным праздником и нерабочим днем. Однако 24 декабря 2004 года в результате поправок, принятых к Трудовому кодексу РФ, с 2005 года 12 декабря выходным днем быть перестало. Сейчас законодатели вновь хотят объявить его выходным.
Такое «колебание» вокруг статуса Дня Конституции показывает, что мы еще окончательно не осознали все ее значение для современной России. Конституция для любой страны — это Основной закон, и этим все сказано. Но отношение к ней и ее содержанию будет предметом исторического и политического осмысления еще много лет.
Метки: Авторское право Праздники Международное
Важно: Правила перепоста материалов