Нелегальные маршрутки должны исчезнуть
Петербург начинает борьбу за большой и удобный общественный транспорт
Бороться за удобный общественный транспорт в Петербурге очень сложно. Поскольку правды — две. Городские власти называют нелегалами всех тех, кто возит пассажиров без договора с комитетом по транспорту, но чтобы избавиться от них, чиновникам не хватает полномочий. Для полномочных же силовых структур, подчиняющихся в этом случае федеральным нормам, нелегальными являются перевозчики, у которых отсутствует лицензия. Результат налицо. Среди официальных городских перевозчиков такой вид транспорта, как, например, «Газели», запрещен. Но сотни желтых и белых микроавтобусов по-прежнему курсируют по городу.
За 9 месяцев были выявлены только 47 предпринимателей без лицензии. Как выйти из этой ситуации, в минувшую пятницу решали на круглом столе в пресс-центре Балтийской медиа-группы.
Обычно такие мероприятия за рамки разговоров не выходят. Но на этот раз БМГ удалось провести на своей территории настоящее выездное межведомственное совещание. Присутствовали председатель комитета по транспорту Станислав Попов, заместитель начальника Управления ГИБДД по СПб и ЛО Александр Гусев, заместитель начальника отдела Северо-Западного управления государственного автодорожного надзора Наталья Орлова, заместитель начальника отдела по исполнению административного законодательства Управления по транспорту при ГУ МВД РФ по СЗФО Андрей Умнов.
Все маршрутки «Газели» в Петербурге — нелегальный транспорт. Фото: Натальи ЧАЙКИ
Из 8 миллионов штрафов оплатили лишь 800 тысяч
Сейчас самый эффективный механизм борьбы против «ведер с гайками» — совместные рейды, в которых участвуют и дорожная полиция, и представители городского комитета по транспорту. Первые останавливают, изучают документы, техническое состояние автомобиля, взимают штрафы за нарушение правил дорожного движения — от заблокированного аварийного выхода до отсутствия огнетушителя и аптечки. А потом передают инспекторам комитета по транспорту. Те устанавливают отсутствие договора с городом и могут предъявить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. Для индивидуальных предпринимателей он составляет до 50 тысяч рублей, для компаний — до 200 тысяч рублей. Но, когда в законодательстве появились такие суммы, нелегальные перевозчики быстро переоформились в частные предприниматели без образования юридического лица. А для них штраф — 5 тысяч рублей. Сумма для водителя вполне подъемная, поэтому маршрутки-микроавтобусы не исчезают с улиц.
Тем более, как рассказал Станислав Попов, иногда и эта сумма до казны не доходит: «Мы выписываем нелегалу штрафную квитанцию, и он с ней исчезает в неизвестном направлении. В результате в этом году мы оштрафовали перевозчиков на 8 миллионов рублей, а получили только 800 тысяч. Но сейчас мы можем изымать автобусы. Предприниматели приходят и платят. Забирают автобусы — и снова за руль».
Новые лицензии получить станет сложнее
Федералам же, как оказалось, еще сложнее. А вернее, смешнее. По словам Александра Гусева, за плохое техническое состояние автомобиля (а большинство «Газелей» отнюдь не в блестящем состоянии) штраф составляет 100 рублей. И на столько же, как посетовала Наталья Орлова, Автодорнадзор может наказать перевозчиков за отсутствие лицензионной карточки.
Федеральные органы власти уже давно апеллируют к законодателям, чтобы штрафы хотя бы окупали работу инспекторов. Пока их не слышат. Но какие-то подвижки все-таки есть.
Наталья Орлова доложила, что с 4 ноября должен вступить в силу новый федеральный закон о лицензировании: «По нему лицензия будет выдаваться не просто на перевозку пассажиров, а на осуществление регулярных маршрутных перевозок. И мы очень надеемся, что без документа, подтверждающего задействованность перевозчика регионом (в Петербурге это как раз договор с комитетом по транспорту), получить лицензию будет невозможно».
Андрей Умнов из транспортного управления полиции сообщил, что они направили в Госдуму не одну инициативу из петербургской практики: «Работали мы вместе с комитетом по транспорту и Управлением ГИБДД. Мы предложили повысить до 50 тысяч рублей штраф для перевозчика — физического лица. Два таких штрафа должны обанкротить нелегала».
А основное требование комитета по транспорту — ввести норму, запрещающую возить пассажиров на регулярных рейсах без договора с местными властями. Но лобби в Госдуме уже достаточно давно блокирует это предложение, которое, между прочим, исходит не только из Петербурга, но и из других городов страны.
Тарифы надо регулировать
Выступил на круглом столе и представитель от бизнеса — руководитель Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев. Он со своей стороны уверен, что одними карательными мерами с нелегалами не справиться: «Кроме законодательных инициатив городу надо, со своей стороны, работать и в других направлениях. Нужны поэтапный переход на регулируемые тарифы, увеличение подвижного состава, сокращение интервала движения законных перевозчиков. Много большого и удобного транспорта выбьет экономическую составляющую из-под нелегалов».
Его можно понять, поскольку перечисленные им меры — бюджетные вложения в бизнес легальных перевозчиков. И город готов на это пойти.
Станислав Попов заверил журналистов, что тотальный переход на регулируемые тарифы — не за горами: «Мы уже пишем программное обеспечение, закупаем оборудование и надеемся, что к второму кварталу 2012 года нам удастся реализовать этот проект».
Будем ждать. А мы в свою очередь тоже включаемся в борьбу за удобный и комфортный общественный транспорт. Ведь нелегалы существуют только потому, что на них есть спрос. Поэтому мы говорим петербуржцам: микроавтобусы сегодня — вне закона, «Газели» есть только у нелегалов, и лучше в них не садиться. Для вашей же безопасности. Большому городу — большие автобусы!
Михаил ТЕЛЕХОВ
Метки: Про Петербург Из первых рук Безопасность
Важно: Правила перепоста материалов