Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Нельзя дважды войти в одно лето?..

До 11 августа в Особняке Румянцева — выставка Николая Резниченко и Андрея Чапли «Река Лета»

Художники очень разные, объединяет их, пожалуй, только принадлежность к абсолютно неофициальному арт-сообществу «Балтийский болт». Многие произведения выставляются впервые.

Николай Резниченко. «Арбуз». 2009. Холст, масло. Фото: Татьяны КИРИЛЛИНОЙ

На экспозиции представлены работы разных лет, посвященные летнему отдыху и путешествиям. Тематически работы перекликаются — море, солнце, фрукты, дома... Только на картинах Николая Резниченко почти всегда люди (задумчивые, с пластичными вытянутыми телами, чуть похожие на грустных клоунов), а на картинах Андрея Чапли — сочетания форм и цветов: люди все «ушли» в скульптуру, да и тут они лишь силуэты (выпиленные из дерева и покрашенные каким-нибудь одним цветом), формы предельно обобщены. Именно поэтому любой зритель видит в них себя — приятно же побыть, к примеру, синим силуэтом в синих волнах. А как не похож «Арбуз» Николая Резниченко — пусть слегка геометризованный, но красный и сочный — на «Арбуз» Андрея Чапли: это скорее идея арбуза, огромный ломоть от желтого круга в руках розового человека. Но море, конечно, всегда синее — только на картинах Резниченко акцент на том, что происходит на берегу (мы загораем, купаемся, кого-то ждем, провожаем пароходы), а у Чапли море самодостаточное, ко всему остальному миру совершенно равнодушное: именно таким оно предстает перед нашим восхищенным взором.

Сейчас, когда все границы размыты и критериев маловато, есть все же один бесспорный критерий — искусство отбора. Так вот, накануне открытия художники… вывезли из Особняка Румянцева более 150 работ.

«Планировалось, что помимо живописи и скульптуры в экспозиции будут объекты — их нет, фотографии — оставили всего одну, — объясняет Андрей Чапля. — Мы от многого отказались, потому что хотели, чтобы в залах было свободное пространство, много воздуха, чтобы зрителю не было здесь душно и тесно».

Поскольку выставка открылась в чрезвычайно жаркий день, многие гости церемонии понимали название как «Река Лето», в смысле — в лето окунуться. Так-то оно так, но Николай Резниченко все же уточнил: «Не Лето, а Лета, река забвения: проплыли — и забыли. То есть выставка для нас — это этап, он закончился, а вслед за ним придет следующий».

Татьяна КИРИЛЛИНА
↑ Наверх