Немецкое кладбище взяли под охрану
Петербургский КГИОП включил в перечень выявленных объектов культурного наследия Смоленское лютеранское кладбище на Васильевском острове
Некрополи по берегам Смоленки
С первой половины XVIII века эта территория в западной части Васильевского острова — место некрополей. Смоленское православное, армянское, немецкое кладбища (именно так называли его горожане) — все они основательно пострадали за последний век, начиная с 1917 года. В 1950-х годах со Смоленского православного вывезли множество мраморных надгробий — они ушли на знаменитый декор станции метро «Автово». В конце 1960-х на это же кладбище водрузил свой производственный корпус завод имени Козицкого: флагман СССР по выпуску цветных телевизоров. На армянское кладбище уже в наши дни надвинулись корпуса многоэтажного жилого комплекса. Вид на них открывается и от могил лютеранского кладбища. Автозаправка, врезанная в некрополь, осталась отметиной бесцеремонных 1990-х годов
Шрамы и отметины времени
Урон наших дней Смоленскому лютеранскому — автозаправка при входе, с правой стороны. До начала 1990-х АЗС располагалась на противоположном берегу Смоленки, на Камской улице. Топливные резервуары были в опасной близости с жилыми домами, и вот им подыскали тот участок, где они бы никого не потревожили.
Автозаправку буквально врезали в некрополь, не церемонясь с мемориалом, считавшимся безнадежно запущенным и разрушающимся. Символом этого конкретного разрушения и в целом всей сокрушительной эпохи девяностых годов Смоленское лютеранское фигурировало в фильме Балабанова «Брат». Если помните, в его склепе обитал уличный торговец Гофман по кличке Немец. В фильме также запечатлено трамвайное кольцо на Смоленке — теперь на его место встал бастион бизнес-центра (о балабановском Васильевском острове читайте в номере «ВП» за 15 мая).
Кроме шрама алчности при входе в некрополь есть и отметина тщеславия. В 1998 году у калитки закрепили мраморную доску от благодарных работников «Пассажа» — в память его основателя, здесь похороненного: графа Эссена-Стенбока-Фермора. Никому иному больше досок нет. Даже Нобелям.
56-й участок
Кто-то уверяет, что прежде в этом некрополе была навигация. Стояли указатели к могилам выдающихся личностей: архитекторов, философов, промышленников, медиков, основателей городов. Историческая справка о некоторых из 30 тысяч петербуржцев, захороненных на Смоленском лютеранском, есть на щите с планом участков. Но ни дорожки, ни сами участки на местности не пронумерованы, и посетитель с ног собьется, чтобы обнаружить, допустим, надгробие основателя Одессы Дерибаса или основоположника цирка на Фонтанке Чинизелли.
Надгробие Нобелей — Софии и Людвига
Надгробие семьи Нобель, расположенное на участке 56, разыскивается так: надо идти по центральной аллее и, не доходя метров сто до финишной черты, до границы кладбища, свернуть налево. Ориентиры в этом месте аллеи: по правую руку — участок с надгробиями Витте, по левую — с надгробиями Краузе. Далее будет приметный обелиск с венками. На обелиске выбиты имена Софии Нобель и Людвига Нобеля, старшего брата и делового партнера знаменитого учредителя Нобелевской премии Альфреда Нобеля. Папоротник, сныть и одуванчики составляют обрамление этого мемориала.
Под охраной государства
Сейчас весь некрополь признан выявленным объектом культурного наследия. Но статус охраняемых уже имеет ряд надгробий. В прошлом году признаны памятниками истории и культуры регионального значения захоронения и надгробные памятники основателя петербургского цирка на Фонтанке итальянца Гаэтано Чинизелли и его семьи.
Городской бюджет финансировал ремонтно-реставрационные работы на исторических надгробиях: например, на могилах создателя «русского стиля» в архитектуре Давида Гримма и ботаника Эдуарда Регеля, которому мы обязаны Екатерининским сквером.
Отметим, что часть надгробий сохранилась, но в ином месте: в 1930-е годы их перенесли в некрополь Александро-Невской лавры.
Памятник войны
Официально кладбище было закрыто в 1939 году. Однако хоронили на нем и в годы войны. Здесь были братские могилы. Одна из них — детей, погибших при артобстреле 9 мая 1942 года. В этот день воспитанники детского сада табачной фабрики имени Урицкого, расположенного на Среднем проспекте, вышли на прогулку. В это же время начался артиллерийский обстрел района: были ранены десять и убиты 12 детей в возрасте от 4 до 6 лет. Старожилы Васильевского острова обсуждали эту странную прогулку, начавшуюся после объявления сигнала воздушной тревоги, вплоть до конца ХХ века: что заставило воспитателей выводить детей на улицу? И почему, как говорят, рядом «случайно» проходил один из кинооператоров Ленинградского фронта, который и запечатлел гибель детей? Памятник на их братской могиле поставили только в 1966 году. Он расположен на центральной аллее.