Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 июля 2024

Немного «Солнца» в балтийской воде

Никита Михалков рассекретил одну пятую нового фильма

За восемь с половиной месяцев до премьеры военно-исторического блокбастера «Утомленные солнцем-2» автор его оригинальной идеи, а также один из авторов сценария, один из продюсеров, режиссер-постановщик и исполнитель главной роли — в общем, Никита Михалков — презентовал свой проект в Риге.

На экране в тот вечер показали два внушительных куска вторых «Утомленных»: один был на сорок минут и вобрал всю завязку первой части под названием «Предстояние»; второй — в два раза короче — был из середины второй части, которая называется «Цитадель».

Таким образом, Никита Сергеевич рассекретил в Риге пятую часть своего фильма. Этого достаточно, чтобы составить о нем общее предварительное впечатление, но мало для того, чтобы делать из увиденного глобальные выводы.

К тому же Михалков показал фрагменты с черным звуком, без музыки и с необработанным изображением, которое нуждалось в его комментариях. «Вот тут полетит пепел», — сообщал он в нужный момент залу, принимая на себя помимо роли бывшего комдива Котова еще и роль компьютерного эффекта.

КОМДИВ КОТОВ ВЫЖИЛ И НОСИТ ЛАГЕРНУЮ РОБУ

Из финального титра первых «Утомленных солнцем» вы пятнадцать лет назад узнали, что героический комдив погиб в сталинской мясорубке. Это знание вам больше не пригодится, забудьте: Котов выжил и носит лагерную робу.

Красавчик особист Митя, пустивший себе кровь в ванной своей квартиры в Доме на набережной с окнами на Кремль, тоже отправился не к праотцам, а к отцу народов — за новым важным заданием.

Но, прежде чем Котов сбежит из лагеря на пару с другим сидельцем, воспользовавшись неразберихой в первые дни войны, ему приснится престранный сон. Сталин в компании Ворошилова и Буденного гостит у Котова на даче. Залитая неутомимым солнцем веранда, щебет птичек в летнем воздухе. Сталину преподносят торт с его собственным шоколадным изображением. Вождь сладострастно склоняется над ним, и в это время Котов неожиданно для себя самого хватает его за загривок, макает рябым лицом прямо в крем — и просыпается. Сцена занятная.

Максим Суханов, уже во второй раз (сначала были «Дети Арбата») облачившийся в сталинский френч, несколько театрален, но этот гротеск уместен.

К Виктории Толстогановой, заменившей Ингеборгу Дапкунайте в роли Маруси и позаимствовавшей ее кудряшки, нужно будет привыкнуть.

РЯДОМ С ДЮЖЕВЫМ НЕВОЛЬНО ИЩЕШЬ БЕЗРУКОВА В ПАНАМКЕ

Далее следует побег лагерников, о котором я упоминал и которому пока что сильно мешает то обстоятельство, что второго беглеца воплощает Дмитрий Дюжев, удирающий вместе с Сергеем Безруковым из заключения в «Каникулах строгого режима». Афишами этих невыносимых «Каникул» сейчас обклеено все что можно и нельзя, а потому при виде беглых Михалкова с Дюжевым невольно ищешь глазами Безрукова в панамке. К счастью для Никиты Сергеевича, через восемь месяцев про «Каникулы» все забудут. К несчастью для фильма, хороший артист Дюжев мало того что дурно перекрашен в блондина (и это наводит на мысль о непростой судьбе его изысканного персонажа в окружении грубых лагерников), так еще и играет с голоса Михалкова, и это его уж совсем не красит.

АКТЕРСКАЯ СБОРНАЯ СТРАНЫ В ПОЛНОМ СОСТАВЕ ВО ГЛАВЕ С ОЛЕГОМ МЕНЬШИКОВЫМ

По мере появления в кадре все новых и новых лиц становится очевидно, что одной из побочных, но оттого не менее амбициозных задач Михалкова было сколотить под флагом «Утомленных-2» актерскую сборную страны. Кого здесь только нет — от Алексея Петренко до Андрея Панина, от Евгения Стычкина до Валентина Гафта, от Юрия Степанова до Александра Пашутина... А еще обещаны Сергей Маковецкий, Артур Смольянинов, Евгений Миронов, чей эпизодический танкист из начала первого фильма  развился в крупную роль... Ну и Олег Меньшиков в центровой роли злодея Мити, разумеется. 

Кстати, Меньшиков в кадре убедительнее всех — резкий, экономный в средствах, графичный, с памятью о Несостоявшемся самоубийстве в глазах. Да еще хороша Наталья Суркова в роли деревенской мстительницы, опаленной ненавистью к надругавшимся над ней фашистам.

Тяжелее всех, несомненно, приходилось Надежде Михалковой. Она актриса еще не слишком опытная, а роль у нее тяжелая, вся сшитая из очень непростых психологических кусков, и режиссер свою актрису и дочку не прикрывает, от долгих крупных планов не уберегает. А уж когда появляется идиллический флешбек, в котором Котов с крошкой Надей плавает на лодочке и та шепчет ему на ухо ласковые слова, становится совсем уж очевидным невыгодное новому фильму отличие тончайших интуитивных реакций маленькой девочки от насыщенных красок из арсенала взрослой барышни.

В ответ на докучливые вопросы о возрасте Нади (ей к началу войны должно быть лет двенадцать), о двойном воскрешении Котова и Мити и о Марусе с новым лицом автор «Утомленных-2» настойчиво просит не ставить второй фильм в затылок первому. Мол, это совсем другая история, хоть с прежними героями и под прежним названием, которое менять было не с руки, потому что это, мол, бренд.

«УТОМЛЕННЫЕ» В НЕБЕ НАД КРАСНОЙ ПЛОЩАДЬЮ

Насколько бренд сработает на кассу, покажет время. Думаю, касса будет. Арт-поддержка одного из двух главных телеканалов страны фильму Никиты Михалкова уж как-нибудь обеспечена. А может, и обоих сразу. Конечно, отбить официально заявленный бюджет свыше 30 миллионов евро непросто — для этого надо собрать с населения не меньше 70 миллионов, половину оставив кинотеатрам.

Чтобы попытаться это сделать, продюсер Михалков принял здравое решение прокатать «Утомленных-2» в два захода. В мае состоится премьера «Предстояния», задуманная как подношение отечественной кинематографии к юбилею Великой Победы. Об этой премьере ходят самые невероятные слухи. Утверждают, например, что Никита Сергеевич собирается при помощи аэростатов превратить в экран небо над Красной площадью. Кремлевский дворец — это запасной вариант.

Далее — победный марш «Предстояния» по всем кинотеатрам страны. Далее — лето и осень в томительном ожидании. Далее — новогодний релиз «Цитадели». Далее — триумф Никиты Михалкова. Триумф его искусства, триумф его воли. 

Поживем — увидим

Прямая Речь 

Никита Михалков:

— В кинематографе кризис — и духовный, и профессиональный. Люди берутся рассказывать истории, не умея этого делать. Мало того — их истории никому, кроме них, не интересны. В результате они производят фильмы двух типов: либо «как у людей», либо «лишь бы не как у людей». Но последнее не имеет никакого отношения к художественной оригинальности.

Автор: Федор Мерц
↑ Наверх