Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 24 апреля 2024

Немного классики в ворохе поделок

Что смотреть, когда нечего смотреть

Ну вот и наступил момент специальной летней рубрики на театральной странице «Этажерки». Смотреть в городе действительно практически нечего. Но если вы не можете жить без театра и не хотите в сотый раз наступать на антрепризные грабли, есть единственный надежный рецепт: ходить по проверенным местам. По счастью, до сих пор не закрыт сезон в додинском МДТ — Театре Европы, в связи с реконструкцией собственного здания осваивает пространство прекрасного Каменноостровского театра «Приют комедианта», увидеть блистательных петербургских артистов можно в «Русской антрепризе» им. Андрея Миронова. Есть также другие беспроигрышное проекты.

Из беспроигрышных прежде всего стоит назвать совместный проект БДТ и немецко-швейцарской группы «Римини протокол» «Remote. Петербург»: летний променанд-театр, который предполагает прогулку по городу под руководством необычного компьютерного гида в наушниках в составе 50 других «зрителей», купивших билет. Исследовав надгробия Никольского кладбища, где стартует необычная «бродилка», посмотрев на город с возвышения, поучаствовав в импровизированной демонстрации, походив задом наперед, сильно удивив соседей в вагоне метро и выполнив еще несколько указаний гида в наушниках по имени Милена, можно не только получить удовольствие, но и на своей шкуре прочувствовать, как действуют механизмы манипуляции сознанием, и по-новому посмотреть на мир вокруг и себя в этом мире. «Удаленный Петербург» доступен каждую среду, субботу и воскресенье до конца лета.

Второй эксклюзивный проект, который гарантированно принесет радость, — творческий вечер Георгия Штиля «Несерьезно о серьезном» 15 июля в «Бродячей собаке» (Итальянская, 4). Совершенно выдающийся комик, умеющий совершенно неожиданно брать такие пронзительные драматические ноты, что перехватывает дыхание (кто смотрел «Алису» Андрея Могучего на Второй сцене БДТ, тот понимает, о чем речь), появится перед немногочисленной публикой знаменитого петербург­ского арт-подвала и расскажет о своей долгой, насыщенной и яркой жизни в искусстве — точнее, двух искусствах: кино и театре.

Этот же вечер — 15 июля — можно провести и иначе: отправившись на Каменный остров в старинный многоярусный театр, где в свое время бывали и Пушкин, и Николай I, на ту самую Вторую сцену БДТ, которая на время отпуска артистов Большой драмы арендуется другими театрами. Уютный зал на 280 мест идеально подходит для спектакля «Призраки» Григория Дитятковского: комедия великого комика второй половины XX века неаполитанца Эдуардо де Филиппо, боготворимого соотечественниками не меньше Леонардо и Микеланджело, рассказывает о незадачливом бизнесмене Паскуале Лойяконо, который в послевоенном Неаполе пытается урвать немного комфорта и соглашается снять «дом с привидениями». Режиссер Дитятковский с молодыми петербургскими артистами и балетмейстером Сергеем Грицаем, который потрудился выдающимся образом, размышляет о том, что каждый выбирает по себе во все времена. При этом старые комические маски оживают с новыми, узнаваемыми, современными нюансами. Впрочем, можно и не ждать 15-го числа, а прямо сегодня, в пятничный вечер, отправиться в Каменноостровский театр на спектакль «Канкун» — и увидеть парадоксальную комедию с элементами психоанализа испанского драматурга Жорди Гальсерана в постановке болгарина Явора Гырдева: две семейные пары отправляются на курорт, изрядно напиваются в первый же вечер, а наутро случается то, чего зрители точно никак не ожидают. Четверка артистов — Анна Вартаньян, Елена Калинина, Александр Ронис и Аркадий Шароградский — работает витруозно. 

Александр Ронис и Елена Калинина в спектакле «Канкун»

В Малом драматическом театре один за одним идут спектакли Льва Додина — а это всегда тот случай, когда позволять душе лениться даже в зрительном зале себе дороже. 17 июля будет показан ставший неожиданно крайне актуальным спектакль «Жизнь и судьба» по роману Гроссмана. Здесь речь пойдет о выборе человека, которого Бог догадал родиться в России с умом и талантом, то есть о выборе, которого практически нет. В роли физика Виктора Штрума — Сергей Курышев. В спектакле заняты без преувеличения лучшие российские артисты: Татьяна Шестакова, Сергей Власов, Игорь Иванов, Елизавета Боярская и другие. 19 июля на этой же сцене можно увидеть легендарный девятичасовой спектакль «Бесы» с золотым актерским составом. В роли Николая Ставрогина и Хромоножки — Петр Семак и Татьяна Шестакова. На сцене — вся труппа МДТ.

Что касается «Русской антрепризы» им. Андрея Миронова, то тут практически каждый день можно увидеть замечательных петербургских артистов, мастерски работающих с классическим и современным материалом: неподражаем Сергей Кузнецов в «Плодах просвещения» (10 июля) — прежде всего благодаря ему пьеса Льва Толстого становится уморительно смешной комедией из жизни рабов и господ. Прекрасны Мария Лаврова и Евгений Баранов в «Малых супружеских преступлениях» (11 июля) по детективно-захватывающей пьесе Эрика-Эммануэля Шмитта. С ходу покоряют тот же Евгений Баранов и Евгения Игумнова в «Алексее Каренине» (14 июля) — драме одного из самых талантливых современных авторов — Василия Сигарева, который предпринял перезагрузку хрестоматийного романа Толстого, предложив в качестве главной версию событий Алексея Каренина, мужа Анны, который традиционно оставался на периферии этой бурной и трагической истории.

↑ Наверх