Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Ненавязчивый сервис, или все для потребителя

Вряд ли кто будет спорить, что из всех видов городского транспорта метро — самый надежный, а с учетом современных реалий на автодорогах — зачастую и самый быстрый. Есть, конечно, свои недостатки в часы пик — толпы людей, устремляющихся на работу утром и такие же толпы возвращающихся вечером обратно. Станции «Василеостровскую», «Пионерскую», «Чернышевскую», когда вход на них искусственно ограничивают, в народе называют мясорубкой. Но кто постоянно ездит в метро, к этим «временно-постоянным» трудностям привык и терпеливо их выносит. Город растет, от этого никуда не деться. А особо сетующим в толпе у метро — рекомендация стандартная: «Не нравится — ездите на такси».

Между тем есть у метро и неудобства иного рода. Например, практически каждый новый год мы встречаем очередным подъемом цены на проезд. В этом году пока такого подарка от Деда Мороза не обещают, но поживем — увидим. Ведь ничто не помешает монополисту поднять их с 1 марта или — что гораздо веселее — с 1 апреля.

Однако это все — привычные мелочи, на которые уже не всякий обратит внимание. Помимо них «для удобства пассажиров и повышения качества обслуживания» каждый год появляются все новые изобретения. Например, разнообразные транспортные карточки.

Каждый среднестатистический пользователь метро в рамках своих возможностей выбирает удобную для себя схему оплаты. До недавнего времени это были пластиковые карточки и жетоны. Приобретение сорока поездок на месяц освобождало владельца карточки от забот о дальнейшей оплате проезда, но, чтобы жизнь медом не казалась, «в нагрузку» награждало рисковым обязательством: не истратил свои поездки — они сгорают. Никакого возврата или зачета на следующий месяц не будет. И уж тут без обид! Ведь приобретается поездка по льготной цене, на 2 — 3 рубля дешевле жетона. А то, что одна неиспользованная поездка съедает льготы десяти жетонов, должно беспокоить только незадачливых пассажиров, у Метрополитена на это один ответ: «Считай лучше!»

Сергей Иваненков, профессор Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, доктор философских наук.

Еще одно «качественное удобство», о котором уже говорилось не раз, — установленный для этих карточек десятиминутный интервал при повторном проходе. Ведь иногда возникает ситуация, когда надо проехать вдвоем, а под рукой ни копейки. И толку, что у тебя в руке карточка с тысячерублевым балансом! Нет уж, стой и жди своего попутчика 10 минут. Метрополитен таким образом защищается от туристов и гостей города, подрывающих его экономическое благополучие. А кто замолвит слово защиты за правовое и экономическое благополучие пассажира, вложившего свои кровные в карточку?

Перечень благих забот о нас на этом не заканчивается. Известно, что карточки подлежат возврату метрополитену по залоговой стоимости. Ранее, сколько бы ты ни пользовался карточкой, вернуть залог за нее можно было не позднее чем через две недели после последней поездки. Иначе — прощайте денежки, а карточка останется у тебя навсегда в качестве сувенира. С этим еще хоть как-то можно было мириться. Хотя нередко в жизненной суете две недели пролетали незаметно, и — пропали твои законные 30 рублей. Карточку приходилось покупать заново и в следующий раз быть осмотрительнее.

Теперь, страшно сказать, «для удобства пассажиров» ввели новую БЭПК «Подорожник». В новой системе как будто одни удобства! Клади на нее что хочешь — хоть деньги, хоть поездки, хоть то и другое вместе. И разъезжай по городу, не утруждая себя поиском мелочи на проезд. Но… это только на первый взгляд. Пресловутый десятиминутный интервал для повторного прохода так и остался. Да и выбора-то нет — старую карточку сдай, а новую приобрети!

И это далеко не все «приятные» заготовки. Вот купили вы «Подорожник» — уже за 55 рублей! — отъездили, скажем, два месяца, решили его сдать и вернуть свои залоговые деньги. Первое нововведение — предъявите паспорт. Продаем без паспорта, а возвращаем — с паспортом! И если у вас нет благой привычки носить паспорт в кармане каждый день — ваши проблемы! Ваши деньги вам даже при наличии карточки не отдадут.

Но самое интересное! Если вы захотите сдать карточку после 2 — 3 месяцев пользования… Готовы? Сдать ее вы вообще не сможете! Потому что сдать ее можно только в течение 45 дней после покупки. Проездили полтора месяца — и бегом с паспортом в кассу за своими 55 рублями. Но если пользовались ею два и более месяцев, то извините! «Подарите свою карточку знакомым», — говорят любезные кассиры метро, отсылая вас к информации о порядке обращения проездных билетов, реализуемых в кассах метрополитена. Отмечу, что, рекламируя и продавая БЭПК «Подорожник», любезные работники метро об этом обстоятельстве умалчивают. А захотите вернуть залог, вам мягко дадут понять, что нет такого. Дарите людям счастье!

Все мы люди занятые, и кому захочется мотать нервы из-за каких-то 55 рублей? Но право же, очень досадно, когда в очередной раз сталкиваешься с родным ненавязчивым сервисом. Хотелось бы знать, кто придумал такие правила и не пора ли Роспотребнадзору заинтересоваться этим пунктом в правилах продажи БЭПК «Подорожник».

…Опросил своих знакомых по поводу их желания получить от меня в подарок такую карточку — никому не надо. Продать ее «с рук» — привлекут за незаконную торговлю в метро. Да и кто у меня ее купит, если в кассе продают такие же? Поэтому торжественно обещаю подарить карточку с красивым названием «Подорожник» первому, кто доберется до меня. Координаты мои есть в редакции. Я же не собака на сене, помогу ближнему чем могу!

↑ Наверх