Неофициальный смотр
До 9 июня в Новом музее — выставка художников Осетии «Окрыленный всадник»
Ахсарбек Ахполов. Друзья
Подобная экспозиция организована в Санкт-Петербурге впервые. Заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский вспомнил недавнее прошлое: «В свое время сам жанр торжественного, приуроченного к юбилейным датам смотра-показа искусства национальных республик в культурных столицах был скомпрометирован официозом. Но потребность творческого общения осталась». Нынешнюю выставку официозной никак не назовешь — во-первых, потому, что Новый музей — не государственный, а частный (интервью с его основателем и владельцем Асланом Чехоевым читайте в ближайших номерах «ВП»), а во-вторых, основное ощущение от экспозиции — тепло и доброта. Александр Боровский прав, тут главное — творческое общение, тем более что некоторые из участников — Шалва Бедоев, Юрий Абисалов, Ахсарбек Ахполов, Вадим Каджаев — учились в нашей Академии художеств, или Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, у знаменитых художников — Евсея Моисеенко, Юрия Непринцева, Андрея Мыльникова.
Экспозиция не смотрится в пространствах музея чужеродно, хотя Новый музей специализируется на актуальном искусстве. Здесь все направления и жанры живописи — от реализма (Вадим Каджаев) до абстракции (Роберт Каркусов), от условной притчи (Шалва Бедоев; именно его картина дала название всей выставке) до конкретного портрета (Лаврентий Касоев) или натюрморта (Юрий Абисалов).
Олег Басаев. Осенние иллюзии
Конечно, интереснее всего петербургскому зрителю картины, где явно присутствует национальный колорит. Это в первую очередь работы патриарха осетинской живописи Шалвы Бедоева, ученика Евсея Моисеенко. Александр Боровский остроумно подразделяет его произведения на два вида — «мифологизированные идиллии» и «мифологизированные баталии». Мир Бедоева — это мир локальных, чистых цветов и загадочных героев — как, например, степенное золотобородое божество диких зверей и покровитель охотников Афсати. Немало на выставке и трогательных камерных работ — «Весна. Пашня» (золотистая семья — папа, мама и ребенок — с золотистым же быком вспахивают первую борозду) и «Друзья» (мальчик-пастушок и лохматые собаки) Ахсарбека Ахполова или «Осенние груши» (хитрый босой базарный торговец с еще более хитрющей собакой и весами, которые воспринимаются как часы) Юрия Абисалова…
Национальный колорит без труда улавливается и в философских работах Олега Басаева — причудливых композициях, где по улочкам с маленькими домиками летают плоды (особенно чеснок, а еще каштаны), а скалы похожи на защищающие от ветра руки.