Неожиданные мысли о любви
7 февраля организаторы премии «Национальный бестселлер» обнародовали лонг-лист — то есть длинный список номинантов.
7 февраля организаторы премии «Национальный бестселлер» обнародовали лонг-лист — то есть длинный список номинантов. Не исключено, что 3 июня «проснется знаменитой», согласно девизу «Нацбеста», именно Ольга Погодина-Кузмина, наша сегодняшняя гостья. Впрочем, театралам она — автор пьес «Мармелад», «Сухобезводное», «Глиняная яма», лауреат премий «Новая драма» и «Евразия» — уже знакома.
Опубликованный несколько месяцев назад первый Ольгин роман «Адамово яблоко» вызывает неоднозначную реакцию критиков и читателей. Прежде всего из-за темы — в центре повествования история любви успешного бизнесмена и юноши из неблагополучной семьи. Но Погодина-Кузмина написала не обычную, пусть даже и «нетрадиционную», «love story». По ее же собственным словам, непростые отношения героев, принадлежащих к разным слоям общества, «помогают понять устройство современной российской жизни».
«В том, что прозаик и драматург Погодина думает о любви, нет ничего неожиданного. Неожиданно то, что именно она о ней думает», — говорит учредитель «Нацбеста» Виктор Топоров. «Роман офигительный, кинематографичный. Написан в высшей степени прозрачным, напрочь лишенным штампов языком», — восхищается председатель фонда премии Вадим Левенталь.
— Ольга, вы петербургский писатель, персонажи вашей книги живут в Петербурге, и здесь же в основном разворачивается ее действие. Почему же «Адамово яблоко» издано в Москве?
— К сожалению, сегодня издательский бизнес, как, наверное, любой другой, концентрируется в Москве, ближе к денежным ресурсам. Новых, неизвестных авторов, пишущих серьезную прозу, вообще издают очень неохотно, а в культурной столице, как мне кажется, перестали издавать вообще. Хотя именно в Петербурге работают самые авторитетные на книжном рынке литагенты, Юлия Гумен и Наталья Смирнова. Именно они предложили мою книгу редактору Елене Шубиной. И она увидела потенциал романа, от которого отказались другие издательства.
— Как изменилась бы рассказанная история, если бы главными героями ее были бизнесмен в возрасте и девочка-манекенщица? Либо — мальчик-«золушка», внушивший страсть зрелой бизнесвумен?
— Это три разные истории, каждая из которых имеет право на жизнь. Кстати, роман бизнес-леди с одним из молодых героев непременно случится — я пишу продолжение романа, почти половина готова. Там, как я надеюсь, развяжутся все узлы и герои обретут то, к чему стремятся. Правда, не знаю, когда работа будет закончена. Пишу я достаточно быстро, но все время возвращаюсь назад. Правлю, уточняю мысль до тех пор, пока не почувствую нужную энергию внутри текста.
— Вы — достаточно известный драматург, но «новичок» в прозе. Дебют — и сразу номинация на «Нацбест». Не страшно?
— Чего же тут бояться, нужно радоваться! Даже если роман не войдет в шорт-лист, уже почетно и приятно видеть его в списке самых заметных книг года. То, что книгу достаточно высоко оценили в профессиональном сообществе, — большая удача. Но для меня не менее важно, чтобы роман оценили обычные читатели, особенно мои земляки, петербуржцы.