Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Непонятен и неразгадан

Имя Вампилова до сих пор стоит особняком

Этот год объединил круглые «вампиловские» даты. 19 августа исполнилось 75 лет со дня его рождения, а 17 августа — 40 лет со дня гибели. Драматургия Вампилова ведет отсчет с 1962 года, когда были написаны первые небольшие пьесы. Таким образом, феномену «вампилов­ская драма» в этом году — пятьдесят лет.


Если задуматься, кто из драматургов второй половины XX века в большей степени определил дальнейшей ход русской драмы, ответ «Вампилов» вряд ли вызовет несогласие. Да, уроженец поселка Кутулик, что недалеко от Иркутска, с бурятской внешностью и странной фамилией. Александра Валентиновича Вампилова, родившегося в годовщину гибели Пушкина — через сто лет, — назвали в его честь. Отец, учитель литературы, в день рождения сына написал жене: «<…> боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я все вижу писателей. Первый раз увидел Толстого, второй раз во сне пил водку с Максимом Горьким и целовал его в щетинистую щеку. Боюсь, как бы писатель не родился…»

Гениальный драматург погиб на озере Байкал, не дожив двух дней до тридцати пяти. Имя его стоит особняком в русском театре и литературе — потому что непонятен и неразгадан, русская сцена (и не только русская) до сих пор подбирает ключ к его драматургии. Его пьесы вошли в школьную программу, не говоря о программах театральных вузов, где Вампилов — один из ключевых и самых желанных авторов. О его принципиальном значении свидетельствуют и понятия «поствампиловская драматургия», «поствампиловцы» — так стали называть драматургов «новой волны», заявивших о себе в 70-е и 80-е: Людмилу Петрушев­скую, Владимира Арро, Виктора Славкина, Александра Галина, Людмилу Разумовскую, Николая Коляду и других.

Cпектакль Георгия Товстоногова «Прошлым летом в Чулимске». Премьера БДТ 1974 года. Ефим Копелян (Афанасий) и Валентина Ковель (Анна Васильевна).

Многочисленные постановки и экранизации возвели вампиловские пьесы в славу. Правда, основной успех пришелся на то время, когда драматурга не было в живых. На его драматургии реализовали себя многие режиссеры и артисты, нередко она во многом определяла чью-либо биографию. Вампилова ставили Ефим Падве, отец и сын Товстоноговы, Геннадий Опорков, Олег Ефремов (сыгравший в своей «Утиной охоте» во МХАТе главную роль), из современных режиссеров — Роман Виктюк и Валерий Фокин, Геннадий Тростянецкий и Юрий Бутусов, Григорий Козлов и Виктор Крамер, да всех не перечислить. Тем более не перечислить прекрасных артистов. Популярность Вампилова увеличило кино — фильмы Глеба Панфилова «Валентина» (по пьесе «Прошлым летом в Чулимске») и Виталия Мельникова «Старший сын» и «Отпуск в сентябре». Последний из них, снятый по «Утиной охоте» (пьеса — шедевр «застойных» 

70-х), для многих стал знаковым. Роль Зилова, сыгранная Олегом Далем, воспринимается как послание «потерянного поколения» нам, вступившим в новый век. Ниже высказаны личные мнения об этой роли; думается, нелишне будет процитировать — для объективности — критика Бориса Тулинцева: «Даль потому и оказался лучшим, единственным Зиловым, что был в этом образе одновременно типичным и совершенно уникальным, поразительно сочетая грубость с нежностью, бесчувственность с тончайшей чувствительностью, полную глухоту с абсолютным слухом. Все это играл один только Даль».

«Поворот театров в сторону Вампилова случился после его смерти, к сожалению»

На вопросы «ВП» отвечает Ольга ВАМПИЛОВА, вдова драматурга.

— Ольга Михайловна, что связывало Александра Валентиновича с нашим городом?
— Прежде всего у него был практический интерес: молодому драматургу нужно было заявить о себе, пробиться на сцены Москвы и Ленин­града. В Ленинграде при жизни Вампилова его пьесы шли в Областном театре драмы и комедии (ныне Театр «На Литейном». — Прим. ред.), в БДТ. К его драматургии проявил интерес Сандро Товстоногов, поставивший «Прощание в июне» в московском Театре имени Станиславского и «Провинциальные анекдоты» на Малой сцене БДТ (но до московской премьеры Александр Валентинович не дожил). Вампилов присутствовал на репетициях БДТ — это было его условие, — участвовал в подборе актеров. Театр с любопытством отнесся к драматургу, на премьеру пришла, пожалуй, вся труппа. Георгий Товстоногов тоже поставил Вампилова — «Прошлым летом в Чулимске» — в 1974 году на Большой сцене.

— Из того, что Александр Валентинович видел по своим пьесам, что ему нравилось?
— Сложно ответить. Мягко говоря, у него был не сильно большой выбор. Это были единичные постановки. Поворот театров в сторону Вампилова случился после его смерти, к сожалению. Появились экранизации, статьи, позже — исследования. И даже повторы: скажем, сценарий Виктора Мережко «Полеты во сне и наяву» явно скопирован с «Утиной охоты». Лично я считаю наиболее удачным спектаклем по Вампилову «Утиную охоту» Аркадия Каца в Рижском театре русской драмы (1976 год). Это лучшее воплощение пьесы.

— Как вы относитесь к экранизациям?

— Очень спокойно. Не могу сказать, что мне нравится «Отпуск в сентябре». Пьеса все-таки о метаниях интеллигента, а у Даля Зилов получился этаким сантехником, хотя Даль, конечно, прекрасный актер. К «Старшему сыну» того же Виталия Мельникова у меня несколько иное отношение. Этот фильм неспроста так любят зрители. Там прекрасный ансамбль, нет проходных ролей. Мельникову удалось собрать группу молодых и очень талантливых людей, почти все из которых в дальнейшем состоялись в профессии. Разве что затерялся Владимир Изотов, сыгравший Васеньку. Его, когда хотели пригласить на мероприятие в честь Вампилова, не смогли найти.

— Нельзя не спросить «жену писателя» о творческом процессе. Как работал Вампилов? Может, он советовался с вами?
— Сидел один и писал ночами. Он никого к этому процессу не подпускал (смеется). Я только перепечатывала. Александр Валентинович приглашал друзей — того же Валентина Распутина или Вячеслава Шугаева, — устраивал читки. И свои тексты отстаивал до запятой. Вы сказали «писательская жена», но я о себе так высоко не говорю. Смотрю на это вполне прозаично. Когда мы познакомились с Вампиловым (о котором тогда никто не знал), мне было восемнадцать. Если вы хотите услышать от меня о некоем сотворчестве, то ошибаетесь. У нас был домострой — и отсутствие каких-то советов с женой. Мне кажется, для писателя это нормально. Вдовы любят рассказывать о своем вкладе в произведения, о соратничестве, но я воспринимаю это с юмором. Думаю, что главное для жены — работа над собой. Чтобы немного соответствовать.

— Но после смерти Александра Валентиновича вы ведь многое сделали для сохранения его наследия…
— Я расшифровывала записи, иногда находила рукописи, публиковала, ведь при жизни Александра Валентиновича я не могла иметь дела с его бумагами. На это был запрет. Это больно: расшифровывать записные книжки ушедшего человека.

«Человек в пространстве безверия»

На вопросы «ВП» отвечает Елена СТРЕЛЬЦОВА, кандидат искусствоведения, специалист по Вампилову, автор книги «Плен утиной охоты».

— Елена Ивановна, какова, на ваш взгляд, роль Вампилова в истории драматургии XX века — на фоне его современников?
— Конечно, на такой вопрос сложно ответить в газетном формате. Вампилов наследовал традиции и Розова, и Арбузова, и Володина. (Вероятно, еще больше он взял от Чехова — и Гоголя с Сухово-Кобылиным.) Но очевидно, что его беспокоили принципиально иные вопросы. Вампилова интересовал человек в полнейшей пустоте. Герой мучающийся, задавленный идеологией. В этом — влияние и писателей-сибиряков, и представителей так называемой деревенской прозы (того же Распутина), говоривших об умирании души, о человеке между землей и пустым небом, то есть о человеке в пространстве безверия.

— Это многое объясняет в том, почему вампиловская драма с таким трудом пробиралась на сцену: от советского искусства требовался оптимистичный взгляд…
— Верно. У Вампилова же весьма властно заявила о себе тема смерти. Даже на уровне предлагаемых обстоятельств. Помните, в пьесе «Прощание в июне» герой за хулиганство вынужден разрушать кладбище, и, когда его спрашивают, зачем это, он отвечает: «Постановление горсовета. Этот свет расширяется, тот сокращается». В то время считалось дурным тоном, если художник говорит о смерти.

Премьера Театра Комедии 2007 года. Сергей Перегудов (Бусыгин) и Анатолий Равикович (Сарафанов) в спектакле Виктора Крамера «Свидания в предместье» (по пьесе «Старший сын»).

Другие драматурги выстраивали конфликт пьесы во многом через бытовое измерение. Вампилов же от одной пьесы к другой все дальше уходил от быта. Если проследить его работу над текстами, мы увидим, что на первой стадии бытовая основа имела большое значение, но потом драматург пытался перевести проблематику в сферу духа, в чистую метафизику; и сюжет обретал черты притчи. Это развитие заметно в его, как я называю, трилогии: «Старший сын», «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске».

— Трудности ознаменовали не только судьбу вампиловской драматургии, но и процесс ее исследования. Скажем, ваша книга пролежала несколько лет, прежде чем увидела свет…
— Она была завершена еще в 80-е. Но время наступило тяжелое: охвативший страну кризис погасил многие проекты. И хотя моя книга издана в 1998 году, я в который раз благодарю директора иркутского театра моего однофамильца Анатолия Андреевича Стрельцова, который с сибирской щедростью помог ее издать.

К сожалению, ни в Москве, ни в Петербурге нет крупных мероприятий в честь Вампилова, конференций или творческих встреч. Даже в юбилейный год. Все сосредоточено в Иркутске. Там проходит Вампиловский фестиваль, успешно работает Фонд Вампилова, издаются книги, указатели, обсуждаются спектакли. В этом году на родине драматурга в поселке Кутулик открыли памятник. Несколько лет назад памятник Вампилову был открыт в Иркутске. Дело, понятно, не в памятниках, а в памяти. Если мы называем Вампилова классиком, необходимо, чтобы его пьесы жили на сценах. Как без них обходятся проекты освоения современной драматургии, я не понимаю. Вампиловская драма — не ряд пьес, а завершенный художественный мир. Как, допустим, у Чехова. Каждая пьеса продолжает предыдущую, герои переходят из одной пьесы в другую, из второстепенных становясь главными. Там великолепные роли: для современных актеров быть лишенными вампиловских ролей — уверена, равнозначно тому, что не играть в чеховских пьесах.

Олег Даль убедительно сыграл опустошение, человека без идеального пространства, алкоголика и предателя. Фильм получился только о саморазрушении героя. Но пьеса не о падении, а о возрождении. Это я обобщаю; конечно, у Вампилова все более глубоко, нежно, обостренно. Как вы знаете, пьеса делится на эпизоды в настоящем времени и эпизоды ретроспективные, когда Зилов вспоминает себя в прошлом. Он гадок и низок в последнем случае, в «ретро», и это Даль выразительно воплотил. Тема распада закрыта. Но режиссеры нередко упускают, что Зилов молод, ему двадцать семь. И он пересматривает собственную жизнь. Он больше не будет таким, каким увидел себя в воспоминаниях. Разве человек, нашедший силы заглянуть в себя самого, слаб? В этом образе просвечивает тоска по идеалу, по чистоте. Режиссеры, ставя пьесу, теряют понятие «утиная охота», сводя его к природе и погоде. Надо вернуться к тексту, там все написано. «Утиная охота» — это такая тишина, как будто ты не родился. Как будто не делал ошибок и не грешил. Зилову важно первое утро охоты, рассвет, который связан с возрождением жизни. Мотив воды, дождя, очищения у Вампилова важен. При чтении пьесы заклейте белой бумагой все воспоминания героя и посмотрите, что получится. Каков он в настоящем времени? Зилов до сих пор не разгадан, хотя все актеры понимают, что это очень сильная роль, и хотят ее сыграть.

Спектакль «Старший сын» Театра «Мастерская». Режиссер — Григорий Козлов.

Петербург не забыл Вампилова

В заключение заметим, что Петербург одним из первых начал освоение вампиловской драматургии. И не стоит это забывать. Хотя, судя по постановкам, которые есть в репертуаре Петербурга, он и не забывает.

В МДТ почти десятилетие идет «Утиная охота» Владимира Туманова, та же «Утиная охота» Александра Кладько в Камерном театре Владимира Малыщицкого не так давно бурно обсуждалась в критическом сообществе. До недавней поры в Театре Комедии шли «Свидания в предместье» (так первоначально назывался «Старший сын»), поставленные Виктором Крамером к юбилею Анатолия Равиковича. Не теряются из виду и ранние пьесы. «Провинциальные анекдоты» можно увидеть в «Комедиантах» в постановке Алексея Исполатова. Спектакль Олега Еремина в Малом пространстве Александринки называется «Вампилов. Пьесы»; режиссер, попытавшись нестандартно подойти к ранним вампиловским опусам («Несравненный Наконечников», «Дом окнами в поле» и «Воронья роща»), продолжил разговор о становлении Художника, который начал в александринской «Мухе».

Театральный Питер помнит и «Старшего сына» Юрия Бутусова. Этот спектакль, поставленный с учениками Владислава Пази (где, кстати, старика Сарафанова играл совсем молодой и ныне очень известный Дмитрий Лысенков), долго шел в Театре имени Ленсовета и считался своеобразной «Чайкой» этого курса. Такой же «Чайкой» стала эта пьеса для Театра «Мастерская»: театр, созданный на базе курса Григория Козлова при Театральной академии, открылся 23 сентября 2010 года «Старшим сыном».

Подготовил Евгений АВРАМЕНКО, фото предоставлены пресс-службами театров
↑ Наверх