Нерпы-хулиганы отправились домой
На Валаамском архипелаге выпустили в Ладогу шестерых поправившихся пациентов
Маршрут ладожских нерп, как и в прошлом и позапрошлом году, уже стандартный. Центр реабилитации «Водоканала» в Репино. 150-километровая дорога в грузовике до Приозерска. Пересадка на монастырский теплоход и следование до Валаама. И, наконец, часовое путешествие на деревянном баркасе до острова Святой — далекой от рыбаков шхеры, камни которой могут спасти маленьких, начинающих жизнь тюленей от сильного ветра и волн... За три месяца реабилитации беспомощные новорожденные бельки превратились в упитанных и уверенных в себе подростков
Медицинский экзамен
Всем ластоногим пассажирам — по три-четыре месяца от роду. В конце марта — апреле, их — новорожденных бельков — оторвало на льдинах от матерей и принесло к берегу. Кто-то полз и звал на помощь. Кто-то отбивался от хищных птиц. Кто-то свернулся калачиком и не двигался. Если бы не человек — никто бы не выжил. Неравнодушные люди звонили в полицию, МЧС, там их переводили на Центр реабилитации. После этого на место выезжали специалисты — ветеринар Вячеслав Алексеев и зоолог Елена Андриевская. Спасти, вылечить, выходить в этом году удалось 14 животных.
— Всего к нам поступило 17 щенков, — рассказал уже давний знакомый «Вечёрки» Вячеслав Алексеев. — Это четыре балтийских серых тюленя. Одна кольчатая балтийская нерпа. И девять ладожских нерп. Два детеныша, к сожалению, погибли сразу, по прибытии. Один — в процессе лечения...
Нынешний сезон, по словам ветеринара, оказался не таким горячим, как предыдущий. Хотя и в этом трудностей хватало. Если прошлый год стал для сотрудников центра проверкой на физические и волевые качества — приходилось работать практически круглые сутки, из-за ранней весны на лечение поступило 29 малышей — то сейчас предстоял своеобразный медицинский нон-стоп экзамен: у тюленей было много ранений, инфекционных заболеваний, паразитов...
Сейчас все здоровые. Вес каждого — около 20 килограмм. На волю уже отправилась компания серых тюленей — их выпустили в Кургальском заповеднике.
Среди сегодняшних выпускников — самцы ладожской нерпы Мекерикке VII и Мекерикке VIII. И самочки Свирь, Олонка, Сясь, Вуокса. Самцы названы традиционно по имени острова, где наблюдается лежка нерп-первогодок. Самки — именами рек, впадающих в Ладожское озеро.
Лежки под перевернутыми рыбацкими лодками
Каждый сезон, действительно, не похож на предыдущий. В 2014-м большинство пациентов были с Балтики. Сильный западный ветер пригнал тогда ледяной массив к берегам Петербурга и пригородов. А вместе с ним и оторвавшихся малышей.
В нынешнем году обитателей Финского залива — единицы. Для примера, прошлой весной в центр реабилитации поступило 200 звонков об обнаруженных на берегу погибших тюленятах. В этом году — около 10. Это не значит, что жертв меньше. Просто ветер загнал лед на запад, ближе к берегам Эстонии. Отсюда и такая статистика.
Стоит сказать, что сами нерпы тоже не сдаются перед лицом обстоятельств. Известны случаи, когда кормящие матери, пытаясь спасти детеныша, выбирались с привычного льда и устраивали лежку для щенка на берегу — под перевернутыми рыбацкими лодками или в расщелинах скал — лишь бы спасти!
Однако, несмотря ни на что, непредвиденные погодные обстоятельства заставляют серьезно беспокоиться о сохранении популяции редкой балтийской нерпы: численность ее сегодня составляет всего 200 особей. Казалось бы, это естественный отбор, закон природы, может ли сделать что-то человек? Да, может.
Во-первых, как утверждают зоологи, средняя температура воды в Финском заливе из года в год повышается, отсюда и ранние ледоходы. Во-вторых, существует действенная практика спасения тюленей: в той же Финляндии для сохранения местного эндемика — сайменской нерпы — ведется массовая волонтерская работа. Почти все животные подсчитаны (их около 300), известно, где они обитают. В весенний период для беременных самок строятся специальные снеговые навалы-убежища. Если матери теряют щенков — им на помощь приходят люди. На эти цели выделяются серьезные денежные средства.
Санкции сказались на здоровье тюленят
В самом Центре работа по реабилитации животных нынче была отмечена удачными экспериментами и не совсем приятными сюрпризами.
Так, впервые ветеринары решили соединить вместе в одном бассейне нескольких ладожских нерп. До сих пор это не практиковалось. Считалось, что серых тюленей селить вместе — это нормально: они как собаки, такие же дружелюбные и общительные. А вот нерп, похожих повадками на кошек, не желательно, да и толку от этого мало: они довольно асоциальные создания. В прошлом году в один бассейн посадили балтийских нерп, но они держались обособлено и почти не контактировали.
— Мы решили попробовать соединить ладожских, — поделился Вячеслав Алексеев. — Нужно все-таки погружать их в естественное состояние. Учить взаимодействовать друг с другом. Отучать от человека. Плюс — это новые навыки. В коллективе они должны быстрее развиваться...
Чтобы добраться до нужного острова, пришлось сменить автомобиль и два корабля. На фото справа — корреспондент «Вечёрки»
И эксперимент превзошел все ожидания! Когда шестерых малюток соединили вместе (как раз нынешних выпускников), они сначала спешно принялись выстраивать иерархию. Кто старше, кто сильнее, кому достанется первая рыба. Но потом эти роли сошли на нет. Все подружились и стали жить на равных. Причем, в отличие от своих балтийских собратьев-индивидуалистов, ладожские оказались на удивление компанейскими, бойкими и даже хулиганистыми. Мекерикке-VIII проявил себя как интриган: изящно плел сети, часто норовил кого-то шлепнуть лапой и исчезнуть. А, например, самый маленький тюлененок — микро-Мекерикке, оказался энергичным весельчаком.
Кстати, когда всю эту дружную компанию стали перед отправкой на выпуск разбивать, поодиночке вытаскивая каждого из бассейна, оставшиеся сбивались в кучу и в знак поддержки поглаживали друг друга ластами...
Стоит сказать, что в самый разгар лечения в центре произошла неприятность — исчезла нужная рыба для кормежки — ряпушка! Вода потеплела в Ладоге, ряпушка ушла. Раньше в таких случаях выручала финская салака. Однако, сейчас, из-за санкций, в продаже ее не было. Стали искать замену. Остановились на мойве с Фарерских островов. Начали кормить. И, звери все сразу слегли с животами, да так, что один умер.
В чем дело? Оказывается, на далеких Фарерах рыбу перед заморозкой не моют, и она покрывается слизью. Эта самая слизь и стала причиной недугов. Пришлось перед кормлением отдельно промывать каждую рыбину, в день на такую водную процедуру тратили 1,5 — 2 часа. Зато больше расстройств желудка и тюленей не случалось.
Во время поездки одному из зверьков стало плохо. Пришлось срочно отпаивать жидкостью
Что там, впереди?
Ингер останется на поправку
Выпуск шестерых детенышей нерп на острове Святом, как и всегда, прошел удачно.
Каждый перед выходом в большой мир вел себя по-разному. Один, едва раскрылась дверца, бросался к кромке и без оглядки нырял с головой, как будто только того и ждал. Другой не торопился, и словно не видя воды, щурился навстречу солнцу, замирал, медленно вдыхал озерный воздух...
— Если кто-то не пойдет в воду — заберем обратно, — не без беспокойства говорит Вячеслав, когда последний зверек никак не спешит покидать раскрытую клетку. — Хотя пока такого не случалось...
Но вот и он, помогая себе ластами, скрывается в темной воде.
Еще долго маленькие черные мордочки появляются то тут, то там, вглядываясь пристально в берег и людей...
Последний тюлений выпускной состоится в ближайший четверг, 30 июля: домой отправится три ладожских нерпы — Сортавала, Победа и Кокко. Еще один обитатель — кольчатая балтийская нерпа Малышка Ингер — продолжит лечение. У нее серьезные незажившие раны: сломанная челюсть, поврежденный глаз. Выпускать рано. Останется до следующего года.
И вот — долгожданный выпуск!..
Кто-то бросается в воду сразу...
... кто-то не торопится и наслаждается прохладой и солнечными лучами
Справка:
В нынешнем году для Центра изучения и сохранения морских млекопитающих были построены специализированные здания. Обновленный центр сейчас состоит из трех частей. Вновь поступившие тюленята первое время живут в индивидуальных боксах блока карантинирования. Здесь проводится первоначальная диагностика пациентов, они набирают вес и в случае необходимости получают ветеринарную помощь.
Уже окрепших животных переводят в помещение физической реабилитации, где они находятся в общих бассейнах, привыкают к более продолжительным водным процедурам и учатся есть целую рыбу. Заключительный этап реабилитации проходит в адаптационных вольерах. Это уличные бассейны, отделенные полупрозрачным стеклом. Тут тюлени и нерпы берут рыбу из воды самостоятельно и отвыкают от общения с человеком — на момент выпуска животные должны снова одичать.
Все помещения Центра разделены на две части — для животных из Финского залива и Ладожского озера. Это необходимо для того, чтобы предотвратить распространение инфекционных и паразитарных заболеваний среди морских млекопитающих из разных водоемов.
Все шестеро в Ладоге. Начинается взрослая жизнь...
Метки: Зверьё моё Из первых рук Экология
Важно: Правила перепоста материалов