Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Несправедливо забыт

Дом, где провел последние годы великий зодчий, никак не отмечен

Воскресенье. Захожу выпить чашку чая в кафе, устраиваюсь у окна. За соседний столик садится женщина. В ту же минуту понимаю, что я ее знаю, не помню только, откуда. Я хотела сразу подойти, но у нее зазвонил мобильник, и у меня образовалось несколько минут, чтобы найти в памяти ее имя и связать его с событием. Я все вспомнила. Подхожу, говорю: «Здравствуйте, Лидия Юлиановна!» Оказывается, мое лицо тоже показалось ей знакомым. Объясняю: «Несколько лет назад у моей дочки была школьная автобусная экскурсия по пушкинским местам Петербурга. И как раз вы ее вели, Лидия Юлиановна. А я от родительского комитета помогала присматривать за ребятами». Была прекрасная познавательная, насыщенная поездка, но больше всего меня поразил один факт, о котором я раньше не знала. Нас подвезли к дому №185 по набережной Фонтанки. Там некоторое время после окончания лицея жил Александр Сергеевич, о чем свидетельствует мемориальная доска на фасаде. И нет никакого памятного знака, никакого упоминания о том, что здесь провел последние годы своей жизни и умер Карл Росси. Лидия Юлиановна по-прежнему возит экскурсии по Петербургу, у дома на Фонтанке бывает много раз в году, и ничего там не меняется, разве что ветшает здание. Мы тепло попрощались, но я будто вернулась в промозглый ветреный осенний день, когда наш автобус остановился напротив дома на Фонтанке возле залепленных мокрым снегом тополей.

И вот я опять на этой набережной, у дома №185. Сейчас здесь красиво, по-осеннему косые лучи играют на фасаде, тополя еще зелены, но лежат на земле сухие листья. Далеко отсюда до кварталов, украшенных творениями великого зодчего, а тогда это вообще, наверное, была окраина города. Карл Иванович Росси поселился здесь в начале 1840-х. В те годы его преследовали семейные горести и нужда. Ему было уже больше семидесяти, силы — на исходе. Но без него не могли обойтись. В начале 1849 года начинаются работы в Александринском театре: Николай I пожелал обновить убранство зрительного зала, к этой работе и был привлечен Росси. Кто-то из рабочих заболел холерой, свирепствовавшей в Петербурге. Карл Иванович заразился, 5 апреля ему стало плохо, на следующий день он умер. Только 9 апреля 1849 года газета «Северная пчела» кратко упомянула о его кончине, да еще в календаре на 1850 год было сообщено о смерти «коллежского советника Карла Ивановича Росси, архитектора, известного по постройкам многих публичных зданий в Санкт-Петербурге». 

Как странно, что в нашем городе, где фасады пестрят мемориальными досками, увековечивая великое множество славных имен, никак не отмечен дом, в котором встретил свои последние дни величайший творец Петербурга Карл Росси.

↑ Наверх