Нет единой формулы театра
Водевильные герои, чеховский Черный монах и княжна Марья из «Войны и мира»: по 17 июня в Петербурге проходит VI Международный фестиваль дипломных спектаклей «Апарт»
Участвуют ведущие вузы страны: питерская СПбГАТИ, московские ГИТИС и Театральный институт им. Бориса Щукина, Казанское театральное училище. Кроме них — театральные мастерские при неспециализированных вузах и вдобавок приедут гости из-за рубежа: молодые актеры из Эстонии, Белоруссии и Израиля.
Для Фильштинского — одно, для Додина — другое
— Наша цель — показать, какие новые силы появились за это время, показать людям эту молодую поросль. И показать — сознательно — в сравнении с другими, — говорит председатель оргкомитета фестиваля Александр Платунов. — Сегодня даже систему Станиславского — такую, казалось бы, незыблемую вещь — каждый педагог понимает по-своему. И эти нюансы понимания очень важны. Мне кажется, мы недооцениваем роль личности в истории. Потому что личность педагога — она всегда отражается на студентах. Эта индивидуальность педагогического почерка очень важна и всегда очевидна в спектакле. А тут в рамках одного дня мы сможем увидеть эти различные школы. Вот к нам приезжало Щепкинское училище. Я зашел на их спектакль. И у них невероятно точная, наполненная сценическая речь. А у наших зарубежных гостей, допустим, силен момент пластический. И это тоже важно...
Фестиваль дипломных спектаклей в этом году посвящен 235-летию петербургской театральной школы, и в частности Академии театрального искусства, которая в этом году также отмечает свое 235-летие.
— Такая коллекция, собрание студенческих спектаклей — это, безусловно, огромная заслуга фестиваля «Апарт», — сказал и. о. ректора СПбГАТИ Александр Чепуров. — На сцене академии проходило открытие фестиваля. И слава богу, что систему Станиславского толкуют по-разному. Нет единой кондовой формулы, какой она должна быть. Для Фильштинского это одно, для Додина — другое. И петербургская театральная школа — открыта, готова впитывать все, что делают наши коллеги в других городах.
— На мой взгляд, душа и педагогов, и выпускников театральных училищ больше лежит к человечески-психологическим вещам, — добавил председатель жюри народный артист России Николай Иванов. — Они не стремятся создавать какую-то непостижимую форму. Им важно передать эмоции, боль, сострадание. И это меня заражает. Я остаюсь холодным, когда мне показывают нечто экстравагантное, но не наполненное жизнью. Поиски оригинальности при неумении найти человека — они бессмысленны. А вот эта тяга к тому, чтоб исследовать драматургию жизни через человеческие переживания, — она мне очень дорога и кажется самым ценным из того, что надо воспитать в будущем актере.
— Я ученица Корогодского, вторым педагогом у нас был Додин. По мере возможности стараюсь передать ученикам ту школу, которую получила от своих педагогов. И роль учебного спектакля имеет здесь первостепенное значение, — рассказала заслуженная артистка России Наталья Пахомова, педагог, руководитель театрального коллектива из Санкт-Петербургского университета культуры. (Ее постановку «Шесть персонажей в поисках автора» Луиджи Пиранделло можно будет увидеть 10 июня в Доме актера.) — В обучении — очень много рутинного. Каждый день ты встаешь и делаешь одно и то же, пока не получится. Не все талантливые люди выдерживают это. И вдруг — учебный спектакль. И откуда только берутся силы и творческое настроение! Я сама еще первокурсницей вышла на сцену ТЮЗа в спектакле «Наш цирк». И поняла, что без зрителя мы сходим с ума. Только на этой узкой полосочке сцены существует актер.
14 июня на Учебной сцене СПбГАТИ на Моховой покажут шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта».
И Хармс, и Бабель, и Шекспир
В этом году в фестивале участвуют двадцать два спектакля.
СПбГАТИ 11 июня покажет представление в редком ныне жанре — «Петербургские водевили» по Владимиру Соллогубу, а 14 июня — традиционную шекспировскую «Ромео и Джульетту», оба — на Учебной сцене на Моховой.
Студенты ГИТИСа представят 12 июня «1, 2, 3 сестры» по Чехову, а 15-го — «Княжну Марью» из толстовской «Войны и мира», и то и другое — в Доме актера на Невском.
Но обратить внимание стоит не только на такие именитые коллективы.
Из Москвы, например, приезжают студенты Специализированной академии искусств, где артистов готовят из людей с ограниченными возможностями. Академия существует уже около четырех лет, бывает за границей, а недавно на фестивале в Ярославле взяла Гран-при.
Неординарный спектакль — «Справедливость в скобках», пластическая композиция по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля, — пройдет 14 июня на Камерной сцене Театра на Васильевском (Малый проспект В. О., 49).
16 июня выступит русскоязычный коллектив из Израиля «Зигота». Это, как объяснили организаторы, «симбиоз» студентов и профессиональных артистов. В Доме актера они покажут спектакль «Hollow Cost», названием своим явно указывающий на катастрофу XX века.
Любопытной, обещают, будет и постановка «Черно-белый Хармс» от «A. V. Театра». Спектакль покажут в арт-кафе «Бродячая собака» 13 июня.
Зеленые и кубические
— Рождаются дипломные спектакли чрезвычайно интересно, — сказал Николай Иванов. — Но, к сожалению, за несколько месяцев они отыгрываются. Все разбегаются, и спектакль пропадает. В прошлом году мы ввели номинацию «Сохраненный дипломный спектакль». Это очень трогательная идея.
Закроется «Апарт» 17 июня как раз таким спектаклем «Черный монах», который сохранили студенты ВГИКа. «Монаха» сыграют в Доме актера, и там же будет проведена церемония вручения призов.
Кстати, приз фестиваля — кубическое зеленое яблоко.
— Зеленое — потому что еще молодое. А кубическое — потому что мы ждем неожиданности от этих людей, — объяснил Александр Платунов. — У нас таких призов десять. Строгих номинаций тут действительно нет. Но есть возможность отметить десять заметных на уровне фестиваля явлений.
— Наш фестиваль, слава богу, не имеет никакого соревновательного элемента, — добавил Николай Иванов. — Тут нет борьбы за первое место, за лучшую роль... Тем более что призы чисто символические — мы не располагаем миллионами.
Еще одна премия, финансовая, традиционно будет вручена «За вклад в театральную педагогику». Ее уже получали в прошлые годы Владимир Этуш и Константин Райкин. В этом году премию дадут Николаю Наумову, декану факультета театра кукол СПбГАТИ.
Николай Наумов, декан факультета театра кукол СПбГАТИ.
— Именно благодаря его усилиям петербургская кукольная школа — одна из ведущих в мире, — подчеркнул Александр Платунов. — Николай Петрович и его ученики заставили всех поверить в серьезность этих игр с куклами.
Остается добавить, что на все площадки фестиваля, кроме Учебного театра на Моховой, вход свободный. Правда, и там плата за вход невысока — пообещали организаторы.
Фото предоставлены пресс-службой СПбГАТИ