Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Нет мест

Глухие люди Петербурга сняли клип-протест.

Видео "Нет мест" они записали при поддержке музыканта Бориса Петрова и в рамках проекта "Верь сердцу", о котором мы уже рассказывали. Новый клип - ответная реакция мира тишины на нежелание петербургских властей создать доступную и равную среду возможностей для человека с нарушениями слуха. Мы не только узнали подробности о новом клипе, но и пообщались с членом инициативной группы проекта Мариной Дуркиной, которая преподает в студии жестового пения "Поющие руки". Марина рассказала, с каким  количеством сложностей сталкивается сегодня глухой житель Петербурга.

 

"Слабослышащий" или "глухой" в Петербурге, да и в России вообще, звучит как приговор. Между тем за рубежом эти люди уже давно ощущают себя полноценными членами общества. Они на равных могут реализовать себя в любой сфере деятельности, в том числе музыкальной.

И вот петербургские глухие творческие люди подготовили обращение к миру звуков и к людям, живущим в нем. Это призыв услышать сердцем и протянуть руку поддержки, а главное - помочь в разрешении сложностей человеку с ограниченными возможностями слуха.

Клип "Нет мест" уже посмотрели сотни интернет-пользователей. Это первое музыкальное видео с включенной функцией субтитров [CC], которую почему-то активно игнорируют все, и в том числе звезды музыкального Олимпа в нашей стране. А ведь эта функция открыта и доступна каждому бесплатно. Чтобы ее использовать в создании любого видео, требуется лишь немного времени и уважения к людям, лишенным слуха.

 

В Петербурге и Ленинградской области таковых, кстати, только по официальным данным более 15 тысяч. По всей России их насчитывается около 13 миллионов, и эта цифра сопоставима с населением европейского государства, например, Бельгии. И, пожалуй, это единственное, что в данном вопросе связывает нас с Европой. У нас слабослышащие изо дня в день вынуждены доказывать свою состоятельность и бороться за равные права. Для них отсутствуют не только субтитры, но и, например, специальная служба помощи в чрезвычайных ситуациях. Не приспособлены для работы c этими гражданами специальные службы – «скорая помощь», милиция. Для них сильно ограничен выбор профессий.

Кстати, стартовавший осенью 2011 года проект «Верь сердцу», о котором мы уже рассказывали, был назван среди сообщества глухих людей «лекарством ХХI века с человеческим лицом». Мы узнали у Марины Дуркиной, член инициативной группы проекта и преподавателя студии жестового пения «Поющие руки», что бы она первым делом изменила в Петербурге, чтобы сделать для них жизнь в городе на Неве более комфортной.

- В первую очередь, на мой взгляд, необходимо обеспечить официальный статус жестовому языку, - считает Марина. - Нужны дотации, и они, к тому же, подняли бы имидж профессии сурдопереводчика и сделали возможным создание доступной среды обитания для человека с ограниченными возможностями слуха.

 

В настоящее время статус жестового языка регулируется статьей 14 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», в которой есть следующее утверждение: «Язык жестов признается как средство межличностного общения». При этом закон «О языках народов РФ» говорит, что его действие не распространяется на языковую среду межличностного общения. То есть в настоящий момент жестовый язык лишен какого бы то ни было статуса.

- Петербург считается культурной столицей страны, но людям с проблемами слуха здесь недоступна почти вся музыкальная, развлекательная и театральная индустрия, - отмечает Марина. - Неслышащие люди ведут активную жизнь, любят искусство, но их мир изолирован и не включен в культурную жизнь города.

Участники проекта «Верь сердцу» обратились с официальными письмами к руководству ряда молодежных и музыкальных телеканалов с просьбой сделать доступнее свое вещание хотя бы в рамках одной песни «Верь сердцу», которую исполняет дуэт профессионального певца и глухой девушки, поющей жестами. Но в большинстве своем активисты проекта получили отказ. Еще чаще ответом было равнодушное молчание.

- А между тем среди неслышащих много творческих, талантливых, музыкальных молодых ребят, мечтающих реализовать себя вопреки всему, - объясняет Марина. - Однажды ко мне обратился глухой с высшим образованием, с просьбой найти ему работу по специальности фотографа или дизайнера. Мы обзвонили десятки организаций, но практически повсеместно звучал безразличный вопрос работодателя: «Как мы будем общаться с глухим?». После долгих рассказов и убеждений они говорили: «Простите, нет, он будет отпугивать клиентов». После бесконечных нерезультативных бесед талантливый парень был вынужден пойти работать на завод. По вечерам он все равно делает друзьям и знакомым фотографии, верстает макеты, но его профессия в силу предубеждений людей из мира звуков стала для него хобби.

 

Марина рассказала и еще об одном случае. Ее знакомый глухой молодой человек пришел в поликлинику по месту жительства к врачу. Врач заявил, что ему «некогда переписываться», и  не оказал никакой помощи. Часто у петербургских глухих возникают проблемы с вызовом врача на дом. Глухие обычно просят позвонить в «скорую» своих соседей, если они дома. А если дома не окажется никого? Тогда разве что остается написать эсэмэс знакомому-сурдопереводчику.

- Был случай, я позвонила в «скорую», где мне грубым голосом задали вопросы: «Как глухая? Как будем общаться? Мы не приедем, пусть идет в поликлинику», - рассказывает Марина. - Вот тут я и сказала: «Дайте телефон вашего начальства, с вами разговаривать и объясняться не намерена». Так сразу же приехали и посмотрели, и выписали лекарство. Почему-то по-другому в нашей стране вопрос не разрешается.

Говоря про доступность информации, можно поделиться опытом неслышащих воспитанников студии «Поющие руки». Принимая участие в различных мероприятиях для людей с ограниченными возможностями, они видят, что на сцене отсутствует сурдопереводчик. Почему-то организаторы никогда не задумываются, что среди колясочников, опорников, слепых есть еще и неслышащие. Совсем вопиющий случай - это когда при вручении подарков неслышащие дети получают музыкальные диски (а слепые - книги).

- Мы с семьей были несколько раз в Европе, - говорит Марина Дуркина. - Конечно, там другое отношение к неслышащим людям. Там многие вещи, о которых у нас даже не задумываются, для всех естественны. Это и доступная информация на вокзалах, в аэропорту, в транспорте, и более наглядная информация, и на всех ТВ-каналах титры. Почему-то там глухой человек может стать музыкальной звездой, актером театра и кино, общепринятым и известным художником. Там культуру глухого человека воспринимают как неотъемлемую составляющую культуры в целом. Там общество готово поддерживать талант человека и воспринимать результаты его творчества, невзирая на ограниченные возможности. Там хорошо, но мы живем здесь, и в наших силах сделать нашу жизнь тут лучше! Нужно только научить людей слышать сердцем и не бояться идти навстречу!

Фото предоставлены проектом "Верь сердцу"
↑ Наверх