Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 15 января 2025

Нет страшнее термина «неблагополучная семья»

Корреспонденты «ВП» побывали в рейде с соцработниками в Выборгском районе

Корреспонденты «ВП» побывали в рейде с соцработниками в Выборгском районе


В коридоре двухкомнатной квартиры нет света. Всюду валяется старый хлам. В проеме двери — неухоженный пожилой мужчина на табуретке чистит картошку. Напротив на разложенном старом диване лежит двухлетний мальчик. Это его «кроватка». Из соседней комнаты выходит мама Татьяна. У нее безразличный взгляд и грязные руки. На кухне, подперев щеку, сидит бабушка. Такую картину увидели корреспонденты «Вечернего Петербурга», зайдя вместе с социальными работниками Выборгского района в одну из квартир дома на улице Композиторов. Обход этот проходил в рамках апрельского месячника «Семья». С учетом того, что в Петербурге, по некоторым данным, каждый пятый ребенок — из неблагополучной семьи, активизировать работу социальных служб в этом направлении очень даже разумно.
Семья, в которую наведались социальные работники, давно стоит на учете в самых разных инстанциях. Тут и опасные заболевания, и судимости, и наркозависимость. Двухлетний малыш со светлыми вьющимися волосами пока еще не понимает, что происходит, но уже испуган и старается не отходить от бабушки.

— Я поваром работаю, — тихо объясняет пожилая женщина корреспонденту «Вечернего Петербурга», пока соцработники вместе с Татьяной идут смотреть условия проживания ребенка. — Дочка говорит, мол, за сыном ухаживаю, некогда работать. А на самом деле почти не ухаживает. Может уйти на весь день и бросить малыша. В детский садик я заявку подала, но там сразу честно сказали, что в этом году вряд ли места будут. Разве что через год появятся. Так на мои 5 тысяч рублей в месяц все и живем.

Тут на кухню, где идет разговор, вбегает сама Татьяна. Судорожно хватает со стола банку джина и бросает за батарею. Следом входят соцработники. Из комнаты в это время доносится мат дедушки, недовольного посетителями.

— Направим информацию о семье в Центр социальной помощи семье и детям, чтобы организовать соцподдержку, — заключает, выйдя из квартиры, главный специалист отдела социальной защиты населения Выборгского района Анна Орлякова.

Впрочем, соцработники признают, что зачастую только вызов в прокуратуру заставляет родителей задуматься и изменить наконец свое поведение. И хорошо еще, если у ребенка есть другие родственники, которые смогут стать его опекунами. Ведь в противном случае малыш попадает в детский дом.
К следующей семье идти недалеко — в соседний дом. Соцработники объясняют: в советские времена здесь шла массовая застройка. Семьи, в основном многодетные, переезжали из коммуналок сюда, в отдельные квартиры. А теперь у них появились дети, внуки. Выходит, все вместе они живут еще в большем дискомфорте, чем раньше, по три поколения в двух-, трехкомнатных квартирах.

— Я уже 4 месяца ничего не употребляю, — уверяет проверяющих Елена. — Брат помогает деньгами. Вот купили Кирюше колясочку, кроватку. Получили бесплатные пособия на массаж и другое лечение. Ремонт делаем.

 


Действительно, в этой квартире семейный уют. Правда, отец ребенка сидит в тюрьме за хранение наркотиков, да и у мамы сейчас — ремиссия, которая может закончиться в любой момент. Но женщина говорит, что работает с психологом, и в ее глазах действительно видна любовь к малышу.

— Он меня спас, — потом признается Елена корреспонденту «Вечернего Петербурга». — Смысл в жизни появился.

Социальные работники от этой семьи выходят с радостными улыбками. Говорят, что такие случаи — редкость. Надеются, что женщина продержится.

— Сейчас наркомания распространена намного больше, чем алкоголизм, причем наркоманов с каждым годом все больше, — констатирует позже сотрудник отдела опеки и попечительства Выборгского района Светлана Сивкова. — Видимо, таково нынешнее поколение.

В третьей семье нас встречает молодая мама Ольга с малышом Игнатом. Дома обычный детский беспорядок, но девушка вполне прилично выглядит. Ждут мужа-краснодеревщика с работы. Как же она попала в список неблагополучных? Нерегулярно посещает с ребенком поликлинику, объясняют соцработники. Также информация поступает из детских садов, школ и других медучреждений.

— Работа комплексная, — уточняет Светлана Сивкова. — Сотрудники всех организаций стараются таким людям помочь. Но вообще-то заставить вылечиться, взять себя в руки, заняться ребенком и так далее невозможно. Прежде всего они сами должны этого захотеть.

Ирина ПАНКРАТОВА Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх