«Неужели и жизнь отшумела, отшумела, как платье твое?»
Как отличить винтаж от секонд-хенда
Мир сошел с ума. Те вещи, которые в более благословенные времена, чем наши, отправляли на чердак, к старьевщику, что ходил по дворам с пронзительным криком «Старье берем!» или дарили горничным, теперь ценятся на вес золота.
Это модное направление получило название «винтаж».
Винтаж изначально — термин, заимствованный у виноделов. Означает вино определенного года и урожая. Чем старше — тем ценнее и пьянее. Помните, у Марины Цветаевой: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед!»
Ключевое слово — драгоценный. Просто старая тряпка — это не винтаж. Ценятся вещи именитых модельеров из старых коллекций, вплоть до 20-х годов прошлого столетия. Все, что старше, это уже не винтаж, а антиквариат.
Такие платья, украшения, аксессуары были представлены на недавнем аукционе «Vintage и мода». Удовольствие не для всех
Есть еще секонд-хенд. Но об этом направлении, популярном сегодня, чуть позже.
В романе Имоджен Эдвардс-Джонс и Mr&MrsX «Модный Вавилон», раскрывающем многие тайны модного бизнеса, сплошь и рядом встречаются упоминания всевозможных антикварных и комиссионных магазинов, а также блошиных рынков Лондона, куда инкогнито захаживают дизайнеры или их помощники в поисках сокровищ, оставшихся от прежних времен. Высококачественных, пусть и потрепанных или чуть траченных молью, вещей от кутюрье старой школы, которые могут вдохновить на идею новой коллекции.
Ведь мода развивается по спирали.
За этими редкостями, хранящими аромат давно ушедшей жизни, служившими, быть может, знаменитым красавицам и помнящими множество блестящих вечеринок и триумфов, охотятся не только дизайнеры, стилисты и киношные художники по костюмам. Но и обычные модницы, в основном, конечно, принадлежащие к группе так называемых противоречивых потребителей — из числа артистической богемы.
Но в последнее десятилетие увлечение старыми вещами превратилось в одержимость и охватило самые разные социальные слои. Теперь не только супермодель, кинозвезда или знаменитая певица могут появиться в подлинном платье пятидесятых годов из шелковой тафты или туфлях сороковых, но и самые обычные офисные служащие.
Антикварные магазины, комиссионки, секонд-хенды, даже гаражные распродажи и блошиные рынки — прекрасную вещь можно найти где угодно. Тут уж как кому повезет.
Владелица знаменитого винтажного магазинчика в Лос-Анджелесе Дорис Реймонд однажды отхватила на гаражной распродаже в штате Айдахо потертый сундук марки «Louis Vuitton», в котором лежало шесть платьев Мадлен Вионне. Позже они были выставлены в магазине по цене примерно 35 000 долларов за каждое.
Вещи обычно требуют чистки, а порой и серьезной реставрации. «Вы даже представить себе не можете, в каком виде иногда приходят ко мне эти вещи, — поведал вашему корреспонденту историк костюма и моды коллекционер Александр Васильев. — Ведь их носили, в них танцевали, целовались, потели, кушали мороженое, пили вино, обливались супчиком… Каждое платье нужно реанимировать!»
В России в связи с ее трагической историей XX века купить винтаж крайне сложно. Его почти не осталось. Даже то, что чудом сохранилось после страшных революционных лет, наши бабушки потом перешивали, переделывали — ведь носить было нечего. Сегодня многие коллекционеры винтажной одежды приобретают ее либо за границей, либо через интернет-аукционы. Уважающие себя сайты к характеристике моделей непременно добавляют детальное описание модели, а также перечисляют все имеющиеся дефекты.
Мэган Виртанен. Всегда в образе
«Винтаж — способ вернуть одежду в разряд искусства»
Мэган Виртанен, историк моды, коллекционер винтажной одежды:
— В чем, на ваш взгляд, причина одержимости винтажем?
— В шестидесятые годы XX века одежда начала демократизироваться, происходил постепенный отказ от всех символов статуса в одежде, которые до 1960-х были обязательны для уважающих себя мужчин и женщин. Головные уборы, перчатки, разнообразные аксессуары стали считаться необязательными и даже излишними. К началу XXI века общество пришло с «минимальной нормой» — в наши дни представителю любого пола достаточно надеть джинсы и майку, чтобы считаться прилично одетым практически для любого мероприятия — даже в театр и оперу люди ходят в джинсах и свитерах. Определенные статусные дресс-коды сохранились только в деловой одежде, которая по сути приближена к униформе. Но одежда выполняет не только функцию защиты тела от погодных условий, но и демонстрационную. Одежда — это способ рассказать о себе, а современная одежда в большинстве случаев ничего не говорит о своем обладателе. «Встречать по одежке» становится невозможным, но потребность в определенных вестиментарных кодах заложена в культуре.
Винтаж — возвращение к тем знаковым вещам, от которых отказывались на протяжении нескольких десятилетий. Винтажные шляпки, платья, сумки, броши и прочее — это способ вернуться к демонстративности одежды, способ рассказать о себе при помощи наряда, вернуть одежду в разряд искусства, а не просто удобной вещи, прикрывающей тело и ничего не значащей.
— В чем разница между винтажем и секонд-хендом?
— Поклонники секонд-хенда заинтересованы в первую очередь в поиске недорогих, но качественных вещей, при этом подобные вещи могут оказаться все теми же джинсами и свитерами. Поклонники винтажа обязательно создают образ, где каждый предмет гардероба символичен, так или иначе связан с внутренним миром носящего эту одежду.
«Секонд-хенд появился в России при Александре III»
Юрий Макаревич, дизайнер ручного трикотажа, костюмер, стилист, историк моды, рассказал вашему корреспонденту о том, что такое секонд-хенд и почему многие вполне обеспеченные люди не гнушаются носить одежду, бывшую в употреблении.
— Как вы полагаете, популярность секонд-хендов объясняется бедностью нашего населения?
— Отнюдь нет! Живя в России, нужно учитывать, что мы в любом случае покупаем секонд-хенд, одеваемся ли мы в бутиках или в соответствующих магазинах. Потому что в бутики поступают вещи далеко не из новых коллекций. Наши байеры в основном закупают там то, что осталось нераскупленным и пошло на распродажу. А выдается все это, разумеется, за новые коллекции (хотя есть несколько бутиков, даже в Петербурге, куда поступают и в самом деле новые коллекции).
Зачем переплачивать в разы, когда в секонд-хендах можно купить вещи такого же хорошего качества, отлично скроенные и крепко сшитые, из качественных материалов? Человек, который по уровню доходов сильно не дотягивает до среднего класса (но дотягивает по уровню образования), одеваясь в секонд-хендах, может выглядеть на вполне приличном уровне и даже выше. На вещи ведь не написано, где она куплена.
Хороший вкус надо воспитывать с детства. И тогда из вашего малыша вырастет второй Луи Вюиттон
— А каковы цены в секонд-хендах на качественные вещи?
— Разброс в ценах колоссальный. Какой-нибудь жуткий растянутый свитер и качественная кожаная куртка с отделкой натуральным мехом могут стоить тысячу рублей. Просто нужно иметь хороший, наметанный глаз, знать мало-мальски общие тенденции моды, иметь свой стиль, запас времени и не лениться. Потому что порой, чтобы найти в груде барахла хорошую, качественную и стильную вещь, нужно основательно потрудиться и пересмотреть чуть ли не весь ассортимент.
— Секонд-хенд появился в наше время?
— Вы удивитесь, но впервые он появился в России при Александре III. До него в Россию было запрещено ввозить старье, допускалось импортировать только новые вещи. А в СССР секонд-хенд вообще процветал, потому что именно товары, купленные в комиссионках, считались шикарными.
— А что вы лично купили хорошего «из вторых рук»?
— Там можно купить отличные и совершенно новые мужские рубашки из натуральных тканей за 250 — 500 рублей. В магазинах и тем более бутиках вы за такие цены ничего приличного не купите, даже во времена тотальных распродаж. Однажды купил роскошную и тоже новую итальянскую дубленку (натуральную) за три тысячи рублей. Или качественные английские ботинки за полторы тысячи. Ношу уже шесть лет, и даже, несмотря на наши зимы и соль, они ничуть не пострадали.
А самые мои любимые вещи из секонд-хендов — три сумки. Не поверите: одна от Валентино, вторая от Диора и третья от Кардена. Сумку от Валентино я купил за сорок рублей. Мне никто не верит, но тем не менее это чистая правда.
— Есть люди, которые говорят, что не могут одеваться в секонд-хендах, потому что их это унижает.
— Ну, знаете, если так, то идите в бутики. Если у человека нищенское выражение лица, то он и в соболях будет выглядеть как бомж.
А что же такое антиквариат?
Вещь должна быть не моложе 25 лет. Потому что четверть века — это время репродуктивного цикла, за которое успевает вырасти новое поколение.
А вещи, которые носили мамы и папы в юности, для них — все равно что далекая старина. Они входят в моду, но уже на новом витке. Мода, хоть и развивается по спирали, никогда не повторяется буквально — всегда с вариациями, в иной, современной, трактовке.
Сохранившиеся платья бабушек времен войны для внучек сегодня — настоящий винтаж
Вещь должна быть не старше, чем 100 лет (некоторые полагают, что 60 — 70). В столь солидном возрасте она уже становится антиквариатом, а тут, извините, иной уровень цен.
Можно сказать еще и так: винтаж — старинные вещи, которые можно носить и в наше время. А вот антиквариат — нельзя. В самом деле, ну не сядете же вы в машину в платье с кринолином?
Полезные советы
Часто вещи, продаваемые в секонд-хендах, снабжены этикетками.
Mint — вещь не была в употреблении, об этом могут говорить несрезанные бирки (случается и такое, что в принципе неудивительно: по ту сторону железного занавеса благосостояние росло, фэшн-индустрия расцветала и предоставляла широчайший выбор — вот и получалось, что купленные вещи ждали своего часа).
Near mint — вещь была в носке 1 — 2 раза, почти новая.
Excellent — дословно «превосходное» состояние. Вещь будет характеризоваться типичными следами ношения (это могут быть еле заметные потертости на швах).
Very good — состояние «очень хорошее». Но здесь будут присутствовать очевидные дефекты, к примеру пятно.
Good — хорошее. Эта вещь не будет выглядеть новой даже после тщательной реставрации. Одежду с такой характеристикой покупают скорее для коллекции.
Как носить?
Есть серьезная проблема, с которой сталкиваются многие любители винтажной одежды. Это — размеры.
«На человеческое тело существует такая же мода, как и на облекающую его одежду», — писали братья Гонкур. То ли эволюция еще не закончилась, то ли эпоха накладывает на человека печать, то ли влияют перемены в структуре питания, потреблении лекарств, способах передвижения, но тела сегодняшних женщин совсем другие, чем у их предшественниц, скажем, живших в середине прошлого века. Что уж говорить о более отдаленных временах! Смотришь порой на выставленные в музеях платья императриц и поражаешься, какие же они узенькие!
А винтажная вещь должна сидеть как влитая. Иначе она будет смотреться так, будто тетушка-миллионерша отдала вам ее от щедрот.
Стилисты советуют носить старые вещи в сочетании с самым модным макияжем, прическами и дорогими модными аксессуарами.
Рекомендуется также смешивать вещи из прошлых коллекций с самыми актуальными новинками. Еще можно смешать вещи из коллекций разного срока давности. Одеваясь с головы до ног в вещи прошлых десятилетий, вы рискуете выглядеть, мягко говоря, чудаковато. Будто вас ненароком занесло с помощью машины времени из прошлого в бурлящее сегодня.
Фото предосталены АД «Аукционные сезоны Петербурга», а также Анны-Софии Спрожецкой, Галины Артеменко, Натальи Чайки