Невский: бульвар или проспект?
Петербуржцы предлагают превратить часть Невского проспекта в пешеходную зону
Группа инициативных горожан обратилась к нашим коллегам — в газету «Невское время» — с письмом-предложением отдать часть Невского проспекта пешеходам, деревьям и общественному транспорту. По замыслу «реформаторов», это должен быть участок (от Мойки до Фонтанки — рабочий вариант), представляющий собой широкую зону для прогулок, узкие тротуары и полосы движения по краям.
Зелени на Невском проспекте (как и везде в центре города!) трагически мало.
Приводим часть текста сообщения сторонников этой идеи:
«Уважаемые петербуржцы! Что бы вы сказали, если бы кто-нибудь предложил оборудовать Дворцовую площадь под парковку? Абсурд? Но ведь это помогло бы решить проблему парковки в центре города! Все равно абсурд? Но ведь точно такой абсурд мы сегодня имеем на Невском проспекте: одна из самых красивых улиц Европы отдана в полное распоряжение автомобилей...
Все мы так привыкли к тому, что Невский — транспортная артерия, что нам трудно представить, что может быть иначе. А ведь стоит только захотеть и продумать нюансы — и мы будем иметь в самом центре Петербурга жемчужину, которой позавидуют лучшие города мира. Сегодня же, оказываясь на Невском, человек попадает в гремящий зловонный котел, в котором варятся тонны железа, а человеку — не протолкнуться. И даже неподражаемые красоты нашего главного проспекта не спасают атмосферу.
Невский проспект сейчас.
Невский бульвар.
А что если сделать Невский... бульваром? То есть оставить по его краям четыре полосы для общественного транспорта, а в центре посадить деревья, оборудовать зону отдыха. При этом вовсе не обязательно изменять облик Невского на всем его протяжении. Возможно, стоит преобразить только участок от Мойки до Фонтанки (или даже до Садовой улицы), то есть самое сердце Петербурга. С одной стороны, этих 1300 метров (или даже 900 метров) вполне достаточно. С другой — автомобилям останутся столь необходимые для транзита Фонтанка, Литейный проспект и так далее. А общественный транспорт — и вовсе ничуть не пострадает.
Конечно, вопросов к этому проекту может возникнуть немало. Что именно будет на Невском бульваре — какое наполнение, какие деревья? Во сколько это все обойдется? Какой транспорт будет ходить по оставшимся полосам? Для каких машин можно сделать исключение? Как перенаправить транспортные потоки?
Словом, вопросов может быть много. Но все они, убеждены, имеют ответы. Главное — принять принципиальное решение. И к слову, не только по Невскому проспекту, но и в целом — по развитию города. Иными словами, решить — наш город создан для людей или для автомобилей?
И это нам решать, в каком городе мы хотим и будем жить. Так, может, начнем с Невского проспекта? Сделаем его зеленым праздничным бульваром, лучшим бульваром на Земле! Или нам нравится жить в городе-парковке? Но тогда и предложение сделать парковку из Дворцовой не выглядит абсурдным…»
Предложенная идея уже вызвала резонанс в среде чиновников, архитекторов, общественных деятелей и просто горожан. Кто-то говорит, что проект интересный, кто-то — бессмысленный. А как вы относитесь к идее такого преобразования города? И нужно ли время от времени менять устоявшиеся градостроительные концепции? Предлагаем обсудить инициативу на нашем сайте.
Машины сейчас.
Если открыть ЗСД.
Если открыть ЗСД и бульвар сразу.
Мифы и правда о «Невском бульваре»
Последние дни в городских СМИ, на сайтах в Интернете, в социальных сетях шумят о проекте «Невский бульвар» (широкое общественное обсуждение этого проекта наша газета открыла 6 февраля). Вот только практически никто из тех, кто сегодня кричит: «Это бред!», «Это невозможно!», не дает себе труда хотя бы вникнуть в суть того, что предлагается. И поэтому на сегодня идет обсуждение не самого проекта, а мифов вокруг него и фантазий самих участников дискуссии.
Миф №1.
«Как же я пересеку Невский?!»
На самом деле проект предусматривает бульвар только на участке от Мойки до Фонтанки (или даже лишь до Садовой). Таким образом, все ключевые магистрали (Литейный проспект, Фонтанка и так далее) реконструкция не затрагивает.
Миф №2.
«А как же общественный транспорт?!»
Выделенные линии для ОТ на всем (!) протяжении Невского проспекта (включая участок бульвара) — неотъемлемая часть проекта. Не случайно городской комитет по транспорту уже поддержал эту идею.
Миф №3.
«Автомобилистов оставят без альтернативы!»
Действительно, в случае появления «красного кирпича» посреди Невского выехать с Васильевского острова в некоторые районы будет затруднительно. Именно поэтому начать работы по реконструкции Невского предлагается одновременно (!) с полным открытием Западного скоростного диаметра (весна 2016-го). ЗСД оттянет на себя значительную часть транспорта — и главным образом именно с Васильевского острова.
Миф № 4.
«Центр встанет в пробках!»
Да, встанет. Но только если не будет введена система платных парковок в центре города. А это запланировано как раз на тот же 2016 год, что и открытие ЗСД. Если ЗСД избавит центр от значительной части транзитных потоков (из одного конца города в другой через центр), то платные парковки — от так называемой маятниковой миграции (на работу в центр и обратно). И главное: «бороться с пробками путем расширения и строительства дорог — все равно что бороться с ожирением путем расстегивания ремня». Этот афоризм — азбука науки о транспортной инфраструктуре».
Миф №5.
«Жизнь местных жителей станет невыносимой!»
Все ровно наоборот. Сейчас обитатели Невского живут посреди автомобильного моря. А проект «Невский бульвар» как раз и ставит своей целью избавление центра от личного транспорта. При этом люди, живущие в непосредственной близости от «Невского бульвара», получат пропуска на участок от Мойки до Фонтанки и право бесплатной парковки у собственных домов.
Миф №6.
«Деревья на Невском не приживутся!»
В качестве доказательства приводят печальную судьбу деревьев, которые никак не могут прижиться у Гостиного двора (забывая, впрочем, о роскошном сквере у Аничкова дворца).
«В первую очередь деревья гибнут из-за соляных и прочих антигололедных смесей, — говорит Иван Серебрицкий, зампредседателя городского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. — То есть если на Невском не будет агрессивной среды — не будет проблем и с деревьями. Кроме того, когда два года назад мы начали на зиму закрывать молодые деревья вдоль дорог рогожкой, то гибель деревьев уменьшилась на 80 процентов! Такой вот, казалось бы, примитивный способ — а проблема решена».
Миф №7.
«Лес в центре города! Проект нарушает исторический замысел Петра!»
Во-первых, никто не предлагает высаживать в центре Невского лес. Речь идет о пешеходной зоне: инфраструктура для отдыха, скромная растительность. Слово же «бульвар» подразумевает лишь то, что пешеходная зона располагается в центре (по краям — узкие тротуары и по две полосы).
А что касается тезиса «Невский — величественный проспект, а не провинциальный бульвар», то «историкам», которые беспокоятся за сохранность Невской першпективы, стоит посмотреть, как выглядел Невский в XIX веке (или даже уже в 1930-х годах). И сравнить это с тем, что мы имеем на Невском сейчас. Тогда — действительно величественный, свободный от транспорта просторный проспект (очень похоже на то, что предлагают авторы проекта «Невский бульвар»), сейчас — суетливая, зловонная, гремящая магистраль. Не говоря уже о том, что до 1820 года Невский был... именно бульваром! (Читайте роман «Евгений Онегин».)
Миф №8.
«Это невозможно!»
Воплощение идеи, которая на первый взгляд может показаться сколь красивой, столь и невероятной, при ближайшем рассмотрении оказывается вполне реальным. Более того, уже сейчас можно говорить о конкретных сроках: работы на Невском могут начаться (и это время — оптимальное) весной 2016 года. Если же упустить этот момент (открытие ЗСД), то после некоторого транспортного облегчения, которое даст ЗСД, центр очень скоро вновь забьется машинами, и разговоры о «человеческом» облике центра в целом и Невского в частности будут отложены в долгий ящик.
И времени — в обрез. Если проект будет одобрен, то городу, прежде чем приступать к работе, потребуется провести ряд мероприятий: сформулировать задание, определить победителей конкурсов, утвердить документы, выбрать подрядчиков… На все это уйдет как минимум полтора года. И поэтому принимать принципиальное решение необходимо уже в этом году. А значит — уже сейчас заказывать профессиональную экспертизу проекта. И тогда все возможно.
Метки: Про Петербург Благоустройство Дороги
Важно: Правила перепоста материалов