Невский пятачок пора снова оборонять
Память о защитниках Ленинграда хотят закопать. Кто готов биться за фронтовиков до последнего?
Закон о мемориальных зонах и их охранном статусе разрабатывается сейчас в Государственной думе РФ. Создана специальная рабочая группа. Подтолкнули к этому парламентариев жители Кировского района Ленинградской области, в течение долгого времени оборонявшие Невский пятачок уже в нашем, XXI веке. Они выдержали несколько атак с двух направлений. Одно — проект компании «Евротракт» — разработка карьера на песчаной косе вблизи Невского пятачка. Второе — стратегия муниципалитета по созданию промзоны на местах боев. Пока все атаки отбиты, но долго ли защитникам легендарного плацдарма придется держать оборону?
Первая атака
Октябрь 2011 года. На песчаной косе вблизи Невского пятачка начался лесоповал. Бригада лесорубов валит сосны. Выяснилось, что эта территория отдана под разработку песчаного карьера в аренду ООО «Евротракт» до 2023 года.
В бой вступили общественники. Как рассказал корреспонденту «ВП» руководитель информационно-аналитического центра «Помним всех поименно» Александр Несмеянов, они не стали ложиться под тягачи:
— Там земля из костей. Куда ни копни. И поисковики выкапывали останки солдат и перезахоранивали их на Синявинских высотах. Но смысла в этом не было. Всех не перезахоронить. Где погибли, там надо и оставлять. Изучая косу, мы сразу нашли пять братских могил. Мы документально их зафиксировали, передав данные в Подольский архив Министерства обороны РФ. Сделали паспорта. После этого никаких разработок быть не могло.
И в начале 2012 года губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков приостановил действие лицензии. Инвестор тогда согласился взять в аренду другой участок. Правда, как сообщил Александр Несмеянов, он и от косы не хочет отказываться — судится за лицензию. Но как уверяют в правительстве Ленинградской области, это уже бессмысленно. На косу «Евротракт» уже не пустят.
Вторая атака
С генпланом Кировского городского поселения тоже история показательная. Планируя развитие территории, муниципалитет спроектировал промзону по соседству с Невским пятачком — в кварталах Пелловского лесничества Кировского лесхоза. Как раз на самом интенсивном участке Волховского фронта.
— Нельзя там ничего строить, — не может успокоиться Александр Несмеянов. — Во время трех лет обороны Ленинграда на этом участке Волховского фронта полегли сотни тысяч солдат и офицеров!
Как рассказала корреспонденту «ВП» местная жительница — представитель инициативной группы Елена Бибикова, узнав о генплане этим летом, они буквально гонялись за муниципалами:
— В конце концов нам удалось встретиться с представителями комитета по градостроительству Ленинградской области. Там пообещали, что в генплан будут внесены поправки. Сейчас, насколько я знаю, и идет этот процесс. Ждем результатов.
Это две известные нам попытки освоить территории вокруг Невского пятачка. «Вечерний Петербург» не мог пройти мимо. И говорит об этом сейчас. Не только потому, что кто-то скажет: мол, там, на Невском пятачке, в составе 86-й стрелковой дивизии воевал отец Владимира Путина. Не только он. А тысячи и тысячи красноармейцев. Мы не можем пройти мимо, потому что две попытки — уже явление. А значит, будут и еще.
Стратегия нападения
Сейчас от того, будет у административных округов генеральный план или не будет, буквально зависит будущее. Ведь по федеральному законодательству соответствующая документация должна быть подготовлена поселениями до 1 января 2014 года. Без генплана нельзя будет распоряжаться землей, размещать объекты районного, регионального или федерального значения. Удовольствие это дорогостоящее, но муниципалитеты верстают проекты, изыскивая средства.
Самые перспективные в этом плане территории — это пригороды Петербурга. Одним из которых является и Кировский район Ленинградской области. Час на машине — и ты уже в городе. Да, к сожалению, пока перспективы развития напрямую зависят от мегаполиса. Пригороды проектируют промзоны, песчаные карьеры, жилые зоны. В кулуарах правительства Ленобласти эти генпланы называют «хотелками». И по данным экспертов, если сейчас сложить вместе все «хотелки» муниципалитетов, граничащих с Петербургом, то в этом кольце должны появиться еще до 1,2 миллиона жителей! Это при том, что сейчас во всей области живут 1,7 миллиона человек.
Кировское городское поселение — не исключение. Отсюда — карьер на костях. Отсюда — промзона на местах ожесточенных боев.
Стратегия обороны
Область, может быть, и хотела, чтобы все было по-другому. Полномочия по разработке генпланов у муниципалов уже не забрать. Утверждают все эти документы все-таки в комитете по архитектуре и градостроительству региона. И его руководителей губернатор Александр Дрозденко четко проинструктировал: чтобы ни один генплан не был принят без учета мнения общественности. У муниципалов, правда, есть лазейка протолкнуть свой генеральный план в обход областного правительства напрямую в Минрегионразвития. В этом случае Ленобласть готова идти в суд и добиться того, чтобы авторы понесли ответственность вплоть до уголовной.
Но никакой суд не поможет, если у территории нет охранного статуса. Вокруг Невского пятачка такого статуса нет. Лесничества сейчас таковыми не являются, потому что, как ни крути, районам нужны инвесторы и промзоны.
Наверное, такие особые исторические места должны иметь статус неприкосновенных мемориальных зон. И еще в советские времена такие мысли были. Вспомним идею Михаила Дудина создать «Зеленый пояс Славы» — комплекс мемориальных сооружений с березовыми аллеями между ними на рубежах битвы за Ленинград. От идеи остались 32 разрозненных мемориала. Половина в Петербурге, половина в Ленобласти. Мы подробно рассказывали об этом в номере «Вечернего Петербурга» от 12 сентября 2012 года в статье «Зеленый пояс Славы» развалился на отдельные памятники». Одни — куцые стелы. Другие — гениальные скульптурные композиции. Другая цепь разрозненных памятников — «Дорога жизни».
Да, кто-то скажет, вокруг Петербурга нет таких мест, где не было бы боев. Да, совершенно верно, на территории двух регионов зарегистрированы 774 памятника, посвященных событиям Великой Отечественной войны и блокаде Ленинграда. И каждый из них — по отдельности. Это неправильно. Нужно создавать и охранять мемориальные зоны. Формируя их, может быть, не кольцами, а по этапам битвы за Ленинград. Так выглядят рабочие карты командира, на которых хронологически отражаются обстановка и изменения в ходе боя. Здесь можно создать карту разгрома группы армий «Север». И как сообщил корреспонденту «ВП» Александр Несмеянов, в ближайшее время возможность присваивать охранный статус мемориальным зонам появится:
— Две недели назад мы провели очередную экспедицию к местам боевой славы в зоне прорыва блокады Ленинграда — передовой Волховского и Ленинградского фронтов. С нами были члены рабочей группы Государственной думы РФ, которая сейчас прорабатывает положение о мемориальных зонах и их охранном статусе. А пока мы разрабатываем концепцию развития этой территории как мемориальной зоны — зоны линии Волховского фронта. Нам в этом помогает заслуженный строитель России почетный архитектор РФ Рафаэль Даянов...
И это прорыв!
От автора
Что же мы за люди-то такие? Чего-то нам все не хватает. То песка, то инвестиций. И ради этого мы готовы уничтожить все самое святое? Чего пенять на олигархов и корпорации? Мы это, мы. Один из нас, какой-нибудь выпускник Горного института, нашел удачную косу, не требующую при разработке больших вложений, и предложил шефу хороший участок. А потом дипломант ЛИСИ спроектировал освоение объекта. А потом выходец из ФИНЭКа составил бодрый бизнес-план, на который воспитанник Университета гражданской службы выдал лицензию... И генеральный план с промзоной проектировал не высокопоставленный чиновник, не губернатор, не президент.
Давайте вспомним, какой день 8 сентября. И, вспомнив, не будем забывать об этом даже ради прибыли или карьерного роста.
Метки: Войны Ветераны Из первых рук Истоки
Важно: Правила перепоста материалов