Газета выходит с октября 1917 года Saturday 16 ноября 2024

«Невскую Трою» придется выкупать?

Владелец Охтинского мыса не отступается от планов застройки шведской крепости Ниеншанц общественно-деловым кварталом. Совет по сохранению культурного наследия настаивает на историко-археологическом парке

— Шведские события и присутствие здесь вообще были кратковременными. Всего один год была крепость Ландскрона, два раза по 50 лет был Ниеншанц. Зато потом 300 лет Петербурга было, столицы! — довод представителя застройщика о малозначимости «Петербурга до Петербурга» в очередной раз заставил иронично переглянуться между собой авторитетных специалистов: архитекторов, археологов, историков.

Что ни аргумент был против превращения Охтинского мыса в музейное пространство — то гол в свои ворота. Очередные баталии за Охтинский мыс развернулись на последнем по времени заседании совета по сохранению культурного наследия при правительстве города. Владелец площадки — ОДЦ «Охта центр» — пришел туда с экспертизой, сутью которой было умаление статуса территории. Застройщику требовалось доказать, что эта территория — не выдающийся археологический памятник от неолита до времен шведского владычества на невских землях, а так себе: скромная местная достопримечательность. На официальном языке — достопримечательное место, в память которого достаточно устроить экспозицию из извлеченных из земли человеческих останков и артефактов, а саму землю вполне допустимо пустить на плотную коммерческую застройку.

Архитектурное наследие страны можно использовать с умом. Фото: Интерпресс

После того как почти год тому назад распоряжением губернатора проект гигантской башни «Охта центра» на месте снесенного Петрозавода был отменен и его передислоцировали в Лахту, владелец площадки вывесил на заборе объявление о продаже участка. Затем, вероятно, решил осваивать его сам. Что вызвало бурю в научном сообществе. Ведь в ходе подготовки площадки под башню вскрылась целая «Невская Троя», как назвали ее специалисты. Это стоянки неолита 5 — 3-го тысячелетий до нашей эры, поселение раннего железного века, городище XIII века, шведская крепость Ландскрона 1300 года, могильник XV — XVI веков, шведская крепость Ниеншанц 1611 — 1656 годов и 1660 — 1703 годов.

— Каждый город Европы мечтал бы о таком созвездии памятников, — восклицал профессор Анатолий Кирпичников, известнейший российский археолог, руководитель раскопок в Старой Ладоге. — Здесь, на Охтинском мысу, обнаружено не менее семи памятников. Это большой подарок Петербургу. Драгоценное место! Никто не предполагал, что на этой территории, где все было застроено и бетоном залито, обнаружится целое сокровище мировой истории.

Анатолий Николаевич недоумевал: как можно выставлять это место на продажу, если там объекты археологического наследия, являющиеся государственной собственностью? «Эти земли надо отстаивать, их нельзя объявлять собственностью частного лица», — сразу стали утверждать специалисты, обращаясь за пониманием к городским властям.

Теперь владелец пытается избавиться от нежелательного «обременения» участка его глубинным историческим прошлым. Была заказана экспертиза — некоммерческому партнерству «Национальный союз экспертов».

Стало известно, что сам объект эксперты посетили один раз. Экспертизу делали по документам.

— Вы утверждаете, что изучили за две недели 18 томов одной экспедиции и 52 тома другой? — обратился к единственному из пришедших экспертов, Елене Степановой, Олег Иоаннисян, заведующий сектором архитектурной археологии Государственного Эрмитажа (остальные двое за свой счет приехать в Петербург не смогли: заказчик, было сказано, не стал оплачивать командировку).
— Ну, в каждом томе были выводы, мы с ними знакомились, — растерянно отвечала за всех г-жа Степанова, представившаяся архитектором.

— Экспертиза была начата 16 августа, завершена 31 августа, — удивлялись такой скоропалительности и другие члены совета. — Глубоко сомневаемся, что можно оценить результаты деятельности экспедиций, зафиксированные в 60 томах, не являясь специалистами в области археологии.

Финалом баталии стало несогласие совета с тем, чтобы Охтинскому мысу присвоили статус достопримечательного места, в котором должны быть выделены лишь несколько особо охраняемых зон, а остальную территорию можно предоставить под хозяйственное освоение.

Однако мнение совета — рекомендательное. В конце сентября Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал недействующим распоряжение КГИОП о расширении границ территории крепости Ниеншанц, которое помогло бы поставить под охрану весь Охтинский мыс и наметить перспективу создания здесь архитектурно-ландшафтного музея, на котором настаивают научное сообщество, градозащитники. Сейчас перспектива Ниеншанца — лечь под коммерческую застройку.

— Это место надо просто выкупить и предоставить его городу! — подсказывает оптимальный вариант профессор Кирпичников. — Какое может быть капитальное строительство, если вся территория напичкана памятниками? 

Алла РЕПИНА
↑ Наверх