Незабытое старое
Спектакль «Последний троллейбус» — 24 июня в 19.00 на Камерной сцене театра
Как показывает практика, российская культура, загнанная в угол малоадекватным законотворчеством, все настойчивее и ностальгичнее глядит в прошлое. А тут еще и два юбилея, которые стимулируют так называемую светлую печаль. 2014-й — год 90-летия Булата Окуджавы и 95-летия Александра Володина. По их текстам и поставил спектакль «Последний троллейбус» артист Театра на Васильевском, а теперь еще и режиссер Артем Цыпин. Ближайший показ — 24 июня в 19.00 на Камерной сцене театра.
Любовь Макеева — Катя.
Действие спектакля происходит в троллейбусе, разумеется последнем, воспетом Окуджавой. И это, само собой, образ, символ, метафора. Вскочить «в последний вагон» успевают герои пьесы Володина «Пять вечеров», Ильин и Тамара. По ее мотивам и создан спектакль. Но ставка сделана не на сюжет, а на настроение. От сюжета осталось только вот это ощущение — что успели-таки в последний момент жизни: узнать друг друга, посмотреть в глаза, пережить надежду на будущее. Тамара (Надежда Георгиева) работает кондуктором в троллейбусе. А Ильина и вовсе нет, есть Илья (Артем Цыпин) — писатель, альтер эго автора «Записок нетрезвого человека». Точные, личные, узнаваемые на эмоциональном уровне цитаты из этой автобиографической прозы Володина, а также его рифмы разбросаны по всему спектаклю, который словно бы не едет, а плывет по песням Окуджавы.
История эта не «без свидетелей». Есть в спектакле третья героиня — Катя (Любовь Макеева). Представительница народа. Которая добавляет герметичной истории любви реалии того времени. Например, читает газету «Правда» — и текст статьи вдруг перетекает в володинские стихи «Америка в преступности увязла и с неграми никак не разберется… На шаре тесненьком столпились мы…». Вдруг оказывается, что Володин был не просто, уж простите за пафос, совестью ленинградской интеллигенции, но и совершенно народным, понятным, общедоступным автором. И тоскуют по нему все, хотя некоторые, прежде его текстов не читавшие, осознают это только в театральном зале. Большинство, впрочем, идет на встречу с Володиным и Окуджавой сознательно. Чтобы отдохнуть душой от тотальной жестокости ежечасных новостей, от войны, от боли. Чтобы побыть наедине с собой, с юностью, посидеть в последнем троллейбусе, который у каждого — свой.
Надежда Георгиева — Тамара, Артем Цыпин — Илья.