Газета выходит с октября 1917 года Friday 3 мая 2024

Нежность к длиннющему носу

До 11 сентября Петербургский музей кукол приглашает на выставку «Буратино как объект страсти» из коллекции петербуржца Геннадия Стронгина.

До 11 сентября Петербургский музей кукол приглашает на выставку «Буратино как объект страсти» из коллекции петербуржца Геннадия Стронгина.

Однажды инженеру-строителю Геннадию Стронгину друзья подарили на день рождения маленького пластмассового Буратино — тогда, в 1950-е, это был один из первых серийных Буратино. Шуточный подарок имел неожиданные последствия: серьезный, солидный человек увлекся коллекционированием и собирал носатых человечков более полувека. После смерти Геннадия Наумовича его супруга Лилия Романовна еще двадцать лет продолжала пополнять коллекцию. «Сейчас речь идет о том, чтобы передать коллекцию музею, — говорит директор Музея кукол Галина Варенюк. — Наследники пока думают... Ленинградцы-петербуржцы довольно часто передают нам домашние коллекции и просто старые детские игрушки. Для нас это — часть культурного наследия, достойного того, чтобы сохранить его и показывать людям».

Буратино в полосатом колпачке рекламирует полосатый переход. Фото: Татьяна КИРИЛЛИНА

Всего на выставке — около 700 экспонатов. Наверное, у каждого советского ребенка была хотя бы одна игрушка Буратино — правда, деревянного человечка чаще всего делали из пластмассы. Изображениями Буратино украшали самые разные предметы домашнего обихода: посуду, вешалки (а были и вешалки для мелочей просто в виде головы Буратино — крючком, правда не шибко удобным, служил длинный нос), детские ростомеры, детскую одежду и мебель. Буратино был любимым героем нравоучительных плакатов для школьников: люди постарше помнят — в каждой школе, детской библиотеке или поликлинике Буратино призывал хорошо учиться, мыть руки, чистить зубы и соблюдать правила дорожного движения...

Детскую посуду часто украшают сказочными персонажами для улучшения аппетита. Фото: Татьяна КИРИЛЛИНА

Часто коллекционер заказывал изображения Буратино известным мастерам или ему их дарили: специально для его коллекции на Ленинградском заводе художественного стекла в 1980-е был создан хрустальный Буратино, мягкую игрушку подарил коллекционеру городской Дворец пионеров; на выставке вы увидите дымковскую игрушку, слепленную и раскрашенную известной мастерицей Зоей Пенкиной, микроскопического серебряного человечка, выкованного новгородским художником Анатолием Кузнецовым, шкатулки с сюжетами из «Золотого ключика» работы мстерского мастера Владимира Молодкина. По заказу Геннадия Стронгина изготовили даже набор матрешек на темы сказки, причем самая большая матрешка — это фигура самого Геннадия Наумовича. 

Геннадий Стронгин следил за сценической судьбой сказки и, если узнавал, что где-то поставили очередной спектакль про Буратино, просил, чтобы ему присылали афиши и программки. Не мог он, конечно, игнорировать и первоисточник — героя сказки Карло Коллоди «Пиноккио». Целый стенд на выставке посвящен Пиноккио — удивительно, но отличить Пиноккио от Буратино можно с первого взгляда: и шапка другая, и нос другой, и выражение лица...

 

Татьяна КИРИЛЛИНА
↑ Наверх