Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 24 апреля 2024

Ни страха, ни надежды

В Гербовом зале Эрмитажа открылась долгожданная выставка итальянского искусства «От Гверчино до Караваджо»

В ее подготовке участвовали многие музеи Великобритании и Италии. Есть на выставке и эрмитажные картины, в том числе знаменитый «Лютнист» Караваджо. Представлены и «Мученичество святого Петра» кисти неизвестного художника, и «Вакх», приобретенный Эрмитажем в голодном 1918 году. Остальные картины, прибывшие из музеев Великобритании и Италии, когда-то принадлежали известному искусствоведу и коллекционеру Денису Маону, который совсем недавно — в 2011 году — ушел из жизни в возрасте 100 лет.

Караваджо. Святой Иероним.

Вот что сказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский журналистам: «Это первая выставка, посвященная искусствоведу — великому коллекционеру Денису Маону.

Мы взяли за основу хронологию собирательства Маона, а его увлечение живописью Италии XVII века началось именно с Гверчино. Затем он вернул миру живопись барокко, которую до него не особенно ценили, а благодаря ему стали ценить очень высоко. Многие работы, приписываемые неизвестным художникам, он атрибутировал. Он обладал удивительным глазом, вкусом, умением и знаниями. Он собирал картины своих любимых художников, а потом, когда ввел их в научный искусствоведческий оборот и они стали стоить миллионы, не продал, а подарил музеям Великобритании, Ирландии и Италии. Причем сделал это так, чтобы избавить музеи от непомерных налоговых выплат за наследство. Самые лучшие и щедрые меценаты — это не банкиры и олигархи, а ученые, искусствоведы и художники. У нас в Главном штабе хранится «Красная дверь» Ильи Кабакова, обладающая астрономической стоимостью. А он подарил ее Эрмитажу. Такими дарами мы прославляем тот мир, в котором живем, — мир искусства. 

Выставка делалась звездами мира искусства — Роберто Челли и, с нашей стороны, Сергеем Андросовым. Изумительные картины, красивая идея — собрать из разных музеев картины, которые принадлежали когда-то Денису Маону, и те, которыми он не обладал, но они ему особенно нравились. Сделать выставку было сложно, временами казалось, что ничего не получится. Но совместные усилия многих талантливых ученых увенчались успехом».

Гверчино. Моление о чаше.

Сергей Андросов, куратор выставки с эрмитажной стороны, предложил представить итальянское искусство XVII века в виде горного пейзажа: «Самой высокой горой будет, конечно, Караваджо, пониже — Каррачи и художники болонской школы Доменикино, Гвидо Рени. Денис Маон, как альпинист, покорял одну вершину за другой, пока не добрался до Караваджо. А начал он с того, что открыл для себя Гверчино как оригинальнейшего художника своего времени. «Сивилла» и «Мадонна с воробьем», которых вы увидите на выставке, когда-то принадлежали сэру Маону, а потом были подарены им Национальной пинакотеке Болоньи. 

2010 год был юбилейным для Караваджо. Началась настоящая караваджомания среди музеев и посетителей. Появилось огромное количество исследований, атрибуций». 

На выставку стоит идти хотя бы ради того, чтобы увидеть семь картин Караваджо. В Эрмитаже хранится только одна — бесподобный «Лютнист».

Караваджо. Лютнист.

Впрочем, проследить эволюцию Караваджо как художника и личности на примере семи картин, представленных на выставке, чрезвычайно увлекательно. Как пишет Иоганн фон Зандрарт в биографии Караваджо, художник жил чрезвычайно бурно, под девизом «Nec spe, nec metu» («Ни страха, ни надежды»).

Он был склонен к опасным авантюрам, не гнушался общества итальянских бандитов, был завсегдатаем притонов, не раз сидел в тюрьме. О жизни этого «черного демона», как называли порой художника современники, был даже снят фильм в Голливуде, главную роль в нем исполнил Шон Бин. 

Родившийся в Ломбардии, на севере Италии, Караваджо обосновался в Риме в 1590-х годах. Здесь он поначалу бедствовал, но затем обрел покровительство могущественного кардинала Франческо дель Монте. Тот поселил его у себя в палаццо, ввел в круг дворян, многие из которых обладали гомосексуальными наклонностями. Дель Монте устраивал праздники, в которых не могли участвовать женщины, их заменяли красивые юноши, переодетые в женские платья. На большинстве картин Караваджо, датированных этим периодом, изображены женственные красавчики (примером может быть хотя бы наш «Лютнист», которого иногда принимали за женский портрет). Томный «Мальчик с корзиной фруктов» (1593 — 1594) из римской Галереи Боргезе, который есть на выставке, тоже обладает утонченной, полной живой прелести женственной красотой. 

Сэр Денис Маон.

Но куратор выставки Сергей Андросов рекомендовал особое внимание уделить картинам Караваджо зрелого периода, которых многие из нас никогда не видели: «Святой Франциск в размышлении» (1606, Кремона, Городская пинакотека Ала Понцоне), «Святой Иероним» (1605, вилла Боргезе, Рим), «Зубодеры» из Палаццо Питти во Флоренции. Все это дает возможность порассуждать и поспорить о творческой эволюции Караваджо. 

И действительно, глядя на святого Франциска в его темной келье, склонившегося над книгой, опирающейся на череп (вечный символ memento mori), погруженного в мучительные размышления, понимаешь, какой путь прошел Караваджо как личность — от беспечного гуляки до философа, пытающегося постичь тайны бытия и суть человеческой природы — греха и святости. 

На картине «Давид с головой Голиафа» художник придал отрубленной голове свои черты. Это страшный автопортрет, на лице отражены все грехи человеческие и смертная мука — то ли от только что пережитой мучительной казни, то ли от раскаяния.

Выставка, побуждающая к размышлениям о смысле человеческой жизни, продлится до 1 сентября. 

↑ Наверх