Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Никакой чернухи, упадничества, безнадеги!

В Выставочном центре Союза художников открыта выставка «На солнечной стороне улицы-5»

Петербуржцы не избалованы солнцем. В январе был всего один солнечный день. Но это нам еще повезло. Потому что декабрь подарил нам только один солнечный час. Ну как тут не быть петербуржцам бледными и хмурыми? Для того чтобы искупаться в солнечном свете, не обязательно ехать на курорты. Предлагаем бюджетный вариант: отправиться за целительным солнечным светом в Выставочный центр Союза художников, что на Большой Морской, 38. Там по 19 апреля открыта выставка «На солнечной стороне улицы-5».

400 произведений живописи, графики и скульптуры от 45 художников выставлены в большом и малом залах. Участники выставки уверены, что своим позитивным, жизнеутверждающим проектом создают в Петербурге настоящую «территорию солнца». Отправились туда и корреспонденты «Вечернего Петербурга». День вернисажа был пасмурный, хмурый, моросил дождь.  

Но вот мы зашли в зал, где уже были развешены работы, и окунулись в солнечную стихию.

Петр Кривенко у своей работы.

«Вся наша выставка — глобальный позитив!»

О «солнечном» проекте нам рассказал куратор выставки художник Петр Кривенко.

— В чем заключается идея выставки, Петр?
— Вся наша выставка — глобальный позитив! Солнце, радость, красота природы. Никакой чернухи, упадничества, безнадеги у нас нет.

— Где же вы нашли столько «солнечных» художников в депрессивном Петербурге?
— Тут у нас 45 участников выставки — живописцы, графики, скульпторы. И не только из Петербурга, а со всех краев нашей страны и стран СНГ. 

— «Солнечная» выставка — ваш ответ кризису?
— Нет, мы и до кризиса придерживались этой позиции. 

— Откуда появилось название выставки? От знаменитого романа Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы»?
— Об этом часто спрашивают. Отчасти да, от этой книги. Но тут еще нужно вспомнить прекрасного художника, выпускника Академии художеств Геннадия Бернадского.  Он как-то сделал выставку, а потом издал альбом под названием «Жизнь на солнечной стороне улицы». И я с его разрешения взял название, чтобы использовать для выставочного проекта. К которому привлек художников, в творчестве которых заметны позитивные тенденции, способные поддержать петербуржцев, стосковавшихся по солнечным дням, яркости, цвету, хорошему настроению.  

Евгений Титов. «Царица».

— Вот вы говорите о позитиве в искусстве. Но многие современные художники сейчас политизированы, утверждают, что «искусство — это боль, а не лекарство». Разве это не так?
— Конечно же, нет. Искусство — это именно лекарство. Отдушина. Картина — как икона, которая должна помогать человеку справляться со сложностями окружающего мира. Я считаю, если картину нельзя повесить над кроваткой ребенка, ее вообще не надо держать в доме. 

— Здесь у вас в основном работы художников, продолжающих реалистические традиции русского искусства. Это все — выпускники петербургской Академии художеств?
— У нас есть и мухинцы. Есть и художники, которых не отнесешь к академическим реалистам. Я их условно называю леваками. Главное, чтобы их работы были качественными, а не мазней, которую часто выдают за авангард. 

— Многие критики убеждены, что реализм — это даже не прошлый, а позапрошлый век. Что это устаревший язык. И что художник, который, быть может, «академиев не кончал» и даже не умеет рисовать, может гораздо более точно выразить актуальные проблемы современности, придумав концепцию и воплотив ее в доступных ему современных формах, будь то видеоарт, инсталляция или перформанс…
— Безусловно, может. Но именно в другой стилистике, не в изобразительном искусстве, которое требует школы, мастерства. 

— Насколько сложно художнику жить в современных условиях? Можно ли прожить, только занимаясь искусством? 
— Эта задача легко решалась в советское время. Тогда художники получали заказы от государства, они оплачивались. Сейчас условия диктует рынок, все брошены в свободное плавание, каждый выживает как может. И особенно трудно молодежи, у которой еще нет связей. Ведь даже для того, чтобы организовать выставку, нужны деньги. Мы, Союз художников, стараемся им помогать. Создали благотворительный фонд поощрения художников. И вот в этом году комитет по культуре выделил деньги на организацию нашей выставки. 

Елена Белова. «А я — Даша».

А сейчас мы готовим выезд группы художников в Крым, на академическую базу в Алупку. Еще одна группа художников будет работать в Балаклаве. Потом покажут работы совместно с ассоциацией художников-маринистов в Симферополе. И затем сделаем выставку «Город у моря» в Петербурге. Обратились к комитету по культуре за поддержкой. 

Анатолий Анненков: В молодости много экспериментировал, но потом решил вернуться к традициям

Со всеми 45 художниками мы, конечно, поговорить не смогли. Но взяли блиц-интервью у Анатолия Анненкова. Он как раз стоял у одной из своих картин, на которой на фоне пейзажа была запечатлена маленькая белая собачка. Картина называлась «Веста». 

Анатолий Анненков. «Веста».

— Веста — это ваша собачка? Болонка?
—Это моя радость, моя любовь. И вовсе не болонка. Это шотландская порода вест хайленд, они выведены были, чтобы охотиться на лис. Но мы с Вестой охоту ведем больше на диванчике.

— В ваших работах так много солнечного света. А вы ведь живете в Петербурге... 
— Это французское влияние. Я подолгу живу во Франции, стараюсь ездить каждый год на пленэр. Объездил всю Францию, у меня там много друзей, делал там много выставок. 

— А что еще вам интересно писать, кроме пейзажей?
— Во Франции у меня была выставка, посвященная балету нашего Мариинского театра. Балерины приходили ко мне в мастерскую, позировали. Писал и Юлию Махалину, и Ульяну Лопаткину, и многих молодых, еще не столь известных балерин. Много времени посвятил поездкам по монастырям. Вот сейчас только недавно вернулся из Изборска. Был в Старой Ладоге, в Псково-Печорском монастыре, там даже жил в монашеской келье, соблюдал все монастырское расписание. И писал картины. 

— Вас не смущает, что академический реализм считается устаревшим, не входит в мейнстрим?
— Нет, наоборот. Я учился в петербургской Академии художеств, в мастерской Андрея Мыльникова. В молодости много экспериментировал, объездил Европу, перепробовал все направления изобразительного искусства. Но потом решил для себя, что я все-таки сторонник реалистических традиций, и вернулся к истокам. 

Анатолий Анненков. «Старая Ладога».

***

В рамках выставки состоятся встречи художников со зрителями, мастер-классы, концерт.

 9 апреля в 15 часов — демонстрационный мастер-класс по акварели. Художник Эльмира Мустафина.

 11 апреля в 15 часов — арт-действо-3. «Рождение картины» (пишут художники).

 12 апреля в 14 часов — демонстрационный мастер-класс по акварели. Художник Александр Сайков.

 14 апреля в 15 часов — демонстрационный мастер-класс по акварели. Художник Петр Кривенко.

 16 апреля в 15 часов — демонстрационный мастер-класс по акварели. Художник Эльмира Мустафина.

 17 апреля в 14 часов — семинар «Художник и издатель. 1:1». Главный редактор издательства «Островитянин» Татьяна Павлова-Зеленская.

 18 апреля в 14 часов — подведение итогов голосования на Приз зрительских симпатий. Награждение « Самого солнечного художника».

 18 апреля в 15 часов — демонстрационный мастер-класс по живописи. Художник Павел Еськов. Тема « Городской пейзаж».

Время работы выставочных залов — с 12.00 до 19.00. Выходной — понедельник.

↑ Наверх