Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 24 декабря 2024

Никита Витюгов: Блиц — это прелесть! Элемент игры, азарта…

Питерский гроссмейстер надеется на то, что наступающий год Деревянной Лошади станет хорошим для шахмат

Накануне 60-го вечёркинского чемпионата по блицу корреспондент «ВП» побеседовал с одним из героев питерских шахмат — Никита ВИТЮГОВ несколько лет назад выигрывал турнир на призы «Вечёрки», а в этом году завоевал золото на командном чемпионате мира в Турции, в составе сборной России.

— Никита, блиц «Вечёрки», можно считать, завершает год в питерских шахматах. Лично для вас получился хороший сезон: золото командного чемпионата мира, бронза на Суперфинале чемпионата России…
— Безусловно, уходящий год сложился для меня весьма удачно. В январе я выиграл сильный турнир в Гибралтаре, возможно, сильнейший открытый турнир в мире. Затем принял участие в Мемориале Алёхина, получив интересный опыт на самом высоком уровне. Ну а финальный аккорд прозвучал в Турции, на очень важном для меня командном чемпионате мира.

— Победа на командном чемпионате свидетельствует о том, что российская шахматная школа вернула себе мировое господство?
— Многие «эксперты» склонны бросаться в крайность. Но смотрите: за несколько дней до командного чемпионата мира сборная России на командном чемпионате Европы заняла третье место. А могло быть и хуже. И после этого турнира многие на континенте поспешили заявить, что Россия в шахматах окончательно сдает свои позиции. А теперь, получается, мы вернулись на прежние господствующие позиции? Нет — наша команда была и остается одним из главных фаворитов на любом командном чемпионате. Но уже давно в мировых шахматах не доминирует безоговорочно. От нас постоянно ждут побед. Но невозможно в спорте выигрывать постоянно. Мы находимся под серьезным давлением, которое во многом, на мой взгляд, создается искусственно.

— Выделите партии на командном чемпионате мира…
— Всегда важна первая победа. А на командном чемпионате мира свою первую победу я одержал над лидером сборной Германии Аркадием Найдичем. Причем интересно, что, по непонятным причинам, многие команды, в частности, Германия, Египет и Китай, применили оригинальную рассадку — у них безусловно сильнейший игрок сидел за четвертой доской. После этой партии играть стало полегче.

— На днях Анастасия Боднарук выиграла Кубок России. Оцените положение дел в питерских шахматах...
— Конечно, питерская шахматная школа остается одной из сильнейших в России. Правда, есть своя специфика: многие люди, которые ныне представляют Москву, просто перебрались туда из других городов. Это нормально. Зато подавляющее число невских игроков — собственные воспитанники. И это говорит о многом.

— Ну а достаточно ли в городе проводится турниров?
— Всегда хочется большего. И турниров крупных в Северной столице требуется больше. У нас есть ряд сильных открытых турниров, как Мемориал Чигорина. Но открытые турниры имеют свою специфику — большую часть партий приходится играть против соперников, которые значительно уступают в рейтинге и в мастерстве. А это уже несколько другие шахматы. Пока в Питере я играю максимум один турнир в году, и то не каждый сезон. А городу нужны «международники», которые могли бы стать его лицом — как Мемориал Александра Алёхина.

— Кто из питерских шахматистов сможет в скором будущем бросить вызов новому чемпиону мира по классическим шахматам норвежцу Магнусу Карлсену?
— Ближайшая возможность будет у Петра Свидлера, который примет участие в турнире претендентов в Ханты-Мансийске. Если победит, то мы увидим его матч с Карлсеном.

— Вас привел в шахматы ваш дедушка-перворазрядник. А знаменитый питерский гроссмейстер Марк Тайманов нынче в основном играет в шахматы со своим девятилетним сыном. Неужели шахматистами теперь становятся только благодаря тому, что кто-то из родственников знает толк в этой игре?
— Дело не в наследственности: просто дед помогал разбираться в нюансах игры и водил на занятия. А то, что меньше стало наших земляков, которые приходят в шахматы, так это потому, что время изменилось: у ребят больше возможностей. Я-то серьезно приобщился к спорту 20 с лишним лет назад — тогда шахматы еще считались очень престижным занятием, сказывалось наследие Советского Союза, в городе хватало тренеров. Нынче непросто стало мотивировать детей серьезно думать, размышлять, а не сидеть и нажимать на кнопки. Но шахматы рождают интеллектуальную элиту, развивают много важных качеств. Они очень полезны!

— Вы хорошо играете и партии с классическим контролем времени, и пятиминутки. В чем особенности молниеносных шахмат?
— Разница очевидна: во времени. Наверное, мне ближе «классика» или рапид — быстрые шахматы. Блиц тоже интересен, но, к сожалению, в мире проводится не так много хороших турниров по этой разновидности шахмат. В блице своя прелесть — элемент игры, азарта. За один день играешь партий двадцать: впечатления меняются. Да, это очень интересная игра. Но другая.

— Впереди — год Лошади, к тому же Деревянной. А конь — он все-таки фигура в шахматах. Считаете, новый сезон окажется позитивным для вас и для питерских шахмат?
— Я же не ждал в прошлом году, что нынешний окажется для меня столь успешным. Наверное, ради больших успехов нужно хорошенько отдохнуть и настроиться на выступления. А что касается Лошади, конечно, мне нравятся эти животные, и конь — это тоже фигура.

↑ Наверх