Николай Буров: Нам давно пора вести хозяйство так, как ведут его лучшие туристические центры мира
Думая об интуристах, мы подчас забываем о своих соотечественниках
Весна с каждым днем чувствует себя увереннее, даря золоченым куполам все больше солнца, и на центральных улицах нашего города все чаще можно услышать иностранную речь — со дня на день маховик туристического сезона раскрутится на полную. В преддверии очередного наплыва гостей в Северную столицу «Вечерний Петербург» встретился с директором музея-памятника «Исаакиевский собор» Николаем Буровым (на фото) и поинтересовался, как обстоят дела подведомственных ему музеев, и вообще, соответствует ли Петербург званию «одного из десяти самых привлекательных туристических центров мира»?
— Каковы ваши планы на ближайшее время? Чем порадует Исаакиевский собор жителей и гостей нашего города?
— Мы постараемся сделать доступными кровли Исаакиевского собора для людей, прикованных к инвалидным коляскам, — я хочу, чтобы они поднялись на ту высоту, которая доступна сейчас ходячему человеку, и, как все, смогли насладиться открывающейся взору красотой, и я надеюсь на реализацию этой системы уже грядущим летом. Еще один проект — это возвращение полиелейного колокола весом в двенадцать тонн, который должен в полдень напоминать городу, что нужно работать. В частности, его отлично будет слышно и Мариинскому дворцу, и прокуратуре, находящимся на Исаакиевской площади, — я думаю, что это будет хорошим знаком: звон колокола после выстрела Петропавловской пушки! И конечно же, продолжает работать бесконечная наша программа по реставрации бронзовых скульптур, украшающих Исаакиевский собор, — она рассчитана на много лет. Естественно, в каждом соборе есть свои инженерно-технические нужды, они требуют обслуживания, ухода.
— Возникают ли какие-либо сложности при осуществлении тех или иных проектов?
— Мы стараемся форсировать различные ремонтные процессы, но помех для этого предостаточно! Взять хотя бы федеральный закон №93, который предполагает появление на конкурсе организаций-подрядчиков некоего «дяди Васи из жэка», который даст меньше денег, купив перед этим в переходе метро все дипломы, и будет мешать работать. Я каждый год сталкиваюсь с этим, и, к сожалению, это бич индустрии, а закон необходимо выполнять. А в остальном — работаем. Нам уже не нужно помогать, нам не нужно мешать.
Нужно привлекать в Санкт-Петербург как можно больше туристов, предоставляя им услуги по приемлемым ценам и не не делая различия между «своими» и «чужими».
— На нас надвигается очередной туристический сезон... Готов ли город к нему? Какие проблемы стоят особенно остро?
— Существует общая проблема города: дело в том, что он стремится в десятку лучших и самых привлекательных туристических центров. Для этого многое уже сделано в плане развития гостиничного бизнеса, транспортного хозяйства... Но летом, в пик сезона, нас душит транспортная ситуация в городе — она такая, какая есть, и хочется, чтобы был закончен Западный скоростной диаметр, чтобы перекинули новые переправы через Неву, что разгрузило бы центр. В свою очередь часть центра города сделать пешеходной, доступной и привлекательной... Но я надеюсь, что это всего лишь вопрос времени. Зато есть действительно серьезная, острая проблема, касающаяся ресторанного и гостиничного бизнеса: цены задирают так, что город становится проблемным для посещения. Это, на мой взгляд, весьма странно: ведь можно работать дешевле и, самое главное, — интенсивнее. Сейчас существует какой-то странный принцип, исходя из которого считается нормальным ориентироваться на богатых и очень богатых людей, пусть их будет хоть всего пятьдесят человек. В моем же понимании нормальным является количество, переходящее в качество, то есть пятьдесят тысяч обычных туристов, платящих обычные «человеческие» суммы за обслуживание, а не изучающих «финансовую астрономию». Нам давно пора вести хозяйство так, как ведут его лучшие туристические центры мира. Мне кажется очень интересным пример Праги как туристического центра, Кракова... Они мне очень симпатичны, но мы от них отстаем, стремясь «снять» с одного человека максимум, не думая о том, что большее количество туристов принесет больше дохода.
— Мы много говорим об иностранных гостях. А как обстоят дела с внутренним туризмом в нашей стране?
— Обидно, но внутренний российский туризм становится «делом смелых». Мне безумно приятно, когда я вижу людей с Дальнего Востока или из Сибири: ведь они нашли в себе здоровое любопытство, чтобы изучить свою страну, а не сорваться, как все, в Турцию. И более того — обладают смелостью и мужеством, чтобы бросить вызов инфраструктуре нашего транспорта и системе обслуживания, которая, как мы уже говорили, заточена на «выжимание соков»... Благодаря ценовой политике «нашей любимой» сферы, ориентированной по большей части на интуристов, мы заставляем своих соотечественников, приезжающих в Петербург на отдых, чувствовать себя чужими, будто они прибыли из другой страны.