Газета выходит с октября 1917 года Thursday 28 марта 2024

Нина Чусова: За каждой комедией всегда стоит какая-то трагедия

Известный московский режиссер поставила в нашем городе последнюю пьесу Мольера «Мнимый больной». Премьера состоялась в Театре Эстрады

 

Мы с фотокором пришли ровно в три, как было назначено Ниной. Но нам сказали, что она все еще на репетиции и когда освободится — неизвестно. «Как же так? Ведь с трех до четырех перерыв?» — «Это театр», — ответила нам сочувственно ассистентка знаменитого режиссера. Ждали долго, но скучно нам не было. Из репетиционного зала время от времени долетали веселые голоса и хрупкая, нежная, какая-то волшебная музыка. 

мы пытались создать с художниками Ольгой Шаишмелашвили и Петром Окуневым некую барочную стилизацию, передать дух мольеровского театра. И самое главное для меня в спектакле — тема души. Тут есть все — смех, сатира, но эта трогательная тема, она все равно возникнет


И вот наконец Нина Чусова собственной персоной.

Мольеровская публика — это люди всех сословий: от конюхов до знатных вельмож 

— Нина, мы уже поняли, что у вас цейт­нот. Поэтому начнем с главного вопроса — расскажите немного о спектакле. Почему именно Мольер?
— Выбор не случайный. Мы вместе с Юрой Гальцевым, думая о совместной работе, решили единогласно, что это должен быть Мольер. Мне кажется, «Мнимый больной» очень подходит по жанру Театру Эстрады. Потому что у Мольера в этой пьесе есть практически эстрадные номера.  И по духу пьеса близка нам. Ведь что такое мольеровская публика? Это были люди всех сословий: от конюхов до знатных вельмож. И ему нужно было найти такой язык,  чтобы понятно было всем. Мне это очень нравится. В «Мнимом больном» заложены и какие-то серьезные мысли, и юмор, и сатира, и злободневные проблемы…

Мольер — абсолютно мой автор! Как известно, комедия делается очень долго. Потому что очень важная составляющая для успеха комедийного спектакля — это ансамбль. Если что-то не ладится, не подходит, возникают проблемы.

Тут в кабинете появляется Юрий Гальцев, который, прихватив какие-то свои вещи и собираясь уходить, вставляет реплику:

— Вы обязательно напишите, что к нам приходили многие режиссеры, предлагали свои сценарии, спектакли. Я вам скажу честно: за два года мы дали добро только Нине Чусовой!

— И вот мы долго, целый год, варьировали ансамбль, —продолжает Нина. — Юра сам играл то одну роль, то другую.

В результате он играет несколько ролей. Нотариуса, юриста, врача — всех этих антигероев, которые портят жизнь главному персонажу — Аргану. Его играет Слава Манучаров. Получилась такая комедия-буфф, но при этом спектакль не просто смешной, он заставляет задумываться, размышлять. Он все равно про человека, который нуждается в своей нише — нише покоя, тишины. Сейчас этого у людей остается все меньше и меньше. На них обрушиваются одна проблема, вторая, третья, бесконечный поток проблем — семейных, денежных. И есть в пьесе и спектакле общечеловеческие моменты. Мне кажется, над ним витает мольеровский дух. Ведь Мольер умер практически на сцене, исполняя роль Аргана в собственной пьесе. Будучи больным, умирая, он высмеивал все эти болезни, врачей… 

— Думаю, что сейчас мало кто читает Мольера. Быть может, далеко не все даже знают, кто это такой. Будет ли интересен спектакль неподготовленному зрителю? 
— Даже в театральных кругах не все читали Мольера. Но мне кажется, им все равно будет очень интересно. Ведь Мольер — это не пыльная застывшая классика. В его пьесах много такого, что присутствует в жизни современного человека, волнует его. И в будущем, через годы, мне кажется, его пьесы будут актуальны, как это обычно и случается с произведениями великих авторов.

Нужно проявлять мужской характер, как на заводе

— Вы такая мягкая, женственная… Как вы делаете так, чтобы актеры вас слушались? 
— Я? Кричу! (смеется). Я такая страшная бываю!

—То есть вы жесткий режиссер?
— Достаточно жесткий. Считаю, что любая импровизация должна быть подготовлена. Приходится быть требовательной, жесткой, не идти на компромиссы, а актеры очень любят компромиссы, они хотят, чтобы было полегче. Нужно проявлять мужской характер. Знаете, как на заводе! 

—Вы ставите спектакли в основном по классике… 
—Я бы с удовольствием работала с современными драматургами, со многими из них я знакома. Но сложно. Если это достаточно сильная пьеса, то там в основе обязательно лежит насилие или чернуха. Это не мое.

— И ведь из любой классической пьесы или романа можно вытащить то, что так или иначе близко современному человеку?
— Конечно, там всегда есть актуальное. Но всегда присутствует еще некая надстройка, душа, какое-то «ах!». То, что не касается лишь насущных проблем, копания в грязном белье, а некое… просветление. 

Вот Мольер. Это очень сложный автор. Но когда вчитываешься, начинаешь понимать, что скрыто под и над текстом. К тому же привлекает сама его личность, его талант, его такая сложная судьба. Комедия — это ведь часто кровавое дело, за ней всегда стоит какая-то трагедия.

Вот такая я мама — кочевая! 

— Вы живете в бешеном темпе, мотаетесь по разным городам, много работаете в Москве, у вас семья большая, трое детей. Как справляетесь с этим ритмом жизни?
—Я не знаю! Боженька дал, я считаю, что все это дается свыше, энергия в том числе. Кроме того, профессия актерская, режиссерская такова, что нужно постоянно быть занятым. Как только случается пауза, возникает какое-то уныние. Сначала, когда появились дети, меня совесть мучила — как же так, я все время уезжаю от них! А потом я подумала: ну вот такая у них мама — кочевая! Но я же не плохая мама, я же хорошая! Они нормально воспринимают. Когда видят, что я собираюсь, спрашивают: «Ты куда —  на работу?» Иногда беру их с собой на репетиции.

— То есть они театральные дети?
—Да,  но пока еще не хотят во всем этом участвовать. Может быть, и слава богу? Сейчас дочь Алина пошла в школу с математическим уклоном и углубленным изучением иностранного языка. Театр ведь никуда не убежит. Я считаю, что даже хуже, когда дети занимаются во всех этих театральных кружках, какая-то неестественность в них появляется. А математика, логическое мышление в жизни очень пригодятся.

— Нина, недавно вы начали работать в Театре сказки…
— Я давно хотела найти такое место, где можно было бы создать семейный театр, куда люди могли бы приходить с детьми и получать удовольствие, витамины такие… Мне помогли продюсеры цирка «Аквамарин». В Москве очень много заброшенных кинотеатров, Нашли один, переделали там все под Театр сказки. Сейчас репетируем «Остров сокровищ». И знаете — такая благодарность от зрителей! Потому что, оказывается, существует дефицит таких мест, где детям было бы хорошо и интересно. У нас театр начинается не с вешалки, а прямо с порога — переступаешь и сразу окунаешься в эту волшебную атмосферу. Есть аниматоры, и различные детские игрушки, и бесплатное мороженое, и бесплатная фотография… И конечно же, цены на билеты невысокие.

— А как вы относитесь к новому закону «18 плюс»?
— Я еще, если честно, не совсем разобралась.

Но, наверное, такой закон нужен. Хотя я не понимаю, как в такой жизни, где информация идет отовсюду, вычленять, что можно, а что нельзя. Для себя лично я поставила рамки, что мы не ругаемся матом. Мне неинтересны пьесы, где мат, насилие, жестокость. Я пробовала, у меня не получается — организм отторгает. Пусть будет лучше Дисней, но это должны быть положительные эмоции.

— А своим детям разрешаете смотреть телевизор, сидеть в Интернете?
— Понимаете, у меня даже нет такой возможности — не разрешить! Я бы, конечно, телевизор выбросила, будь у меня такая возможность. Но они же смотрят. Например, есть хороший канал «Карусель», там хотя бы какие-то познавательные передачи показывают. Я стараюсь им что-то рекомендовать. Интернет запретить тоже не могу, потому что без игр жить не получается.

 

↑ Наверх