Эх, автопром, куда ж ты катишься?
«Вечёрка» выясняла, может ли русский Детройт повторить судьбу американского
На днях комитет по труду сообщил, что на заводе «Дженерал Моторз» начались массовые увольнения. Производитель не выдержал испытания экономическим спадом и решил законсервировать завод. На остальных площадках городского автопрома тоже трудные времена — теперь машины людям не по карману, объемы выпуска падают. Переживет ли автокластер Петербурга свой первый кризис, или вслед за «ДжиЭм» будут закрываться и другие автозаводы, оставляя тысячи людей без работы, а город — без новых машин?
Русский Детройт
Создание городского автомобильного кластера началось в 2006 году по инициативе Валентины Матвиенко. В следующие пять лет в Петербурге заработали четыре завода ведущих мировых производителей легковых машин — «Дженерал Моторз», «Тойота», «Ниссан» и «Хендай». Они стали новыми соседями автомобильного завода «Форд», который открылся еще в 2002 году в Ленинградской области. Кроме того, в регионе было построено более 20 предприятий по производству автокомпонентов.
Петербургский автокластер стал одним из самых крупных и успешных региональных проектов за последнее десятилетие. Город буквально с нуля создал новую высокотехнологичную отрасль промышленности с восемью тысячами рабочих мест. Уже в 2011 году на пяти заводах Петербурга и области производился каждый пятый автомобиль в России, а в 2012 году — каждый четвертый: 500 тысяч из 2 миллионов машин, выпущенных во всей стране. С легкой руки Валентины Матвиенко Петербург стали называть русским Детройтом (город Детройт — бывшая американская столица автомобилестроения — прим. ред.). Городские власти заговорили уже и о создании региональных центров инновационных разработок в области автомобилестроения. Начался экспорт машин в страны СНГ.
Нет покупателей — нет и автомобилей
Первые серьезные проблемы у предприятий автокластера начались в 2014 году, и с тех пор они только нарастают.
— Экономический спад, санкции привели к тому, что покупательская способность наших сограждан снизилась в разы, — рассказал «Вечёрке» председатель Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА) Алексей Этманов. — Российский авторынок упал в два раза — из-за отсутствия нормальных автокредитов, роста курса валют и, соответственно, подъема стоимости продукции.
Как сообщили «Вечёрке» в аналитическом агентстве «Авто-Дилер-СПб», предложение банков по автокредитам сократилось на 30 — 40%, а некоторые, например Райффайзенбанк, полностью отказались от этой услуги. Ставки взлетели до небывалого уровня — 21 до 35 — 40 процентов годовых.
Люди не спешат покупать не только новые, но даже подержанные машины. Спрос на них тоже резко снизился, зато количество угонов возросло в разы.
— Резкое сокращение спроса привело к падению объемов производства, — говорит Алексей Этманов, — потому что предприятия петербургского автопрома работают по простой системе, принятой на Западе: выпускают продукцию не для склада, а конкретно под потребителя. Перепроизводством они не занимаются.
В большом минусе
Сейчас четыре завода петербургского кластера выпускают 14 моделей автомобилей. Это «Шевроле Круз», «Опель Астра», «Шевроле Трейлблейзер», «Кадиллак АТС», «Кадиллак СТС», «Кадиллак СРХ», «Кадиллак Эскалейд», «Ниссан Тиана», «Ниссан-X-Трейл», «Ниссан Мурано», «Ниссан-Пайтфайндер», «Тойота Камри», «Хендай Солярис» и «Хендай Киа Рио».
— Спрос серьезно падает на все модели, кроме «Хендай Солярис», «Киа Рио» и «Тойота Камри», — рассказал «Вечёрке» руководитель агентства «Авто-Дилер-СПб» Михаил Чаплыгин.
По данным агентства, в целом за месяц с середины февраля по середину марта продажи автомобилей в Петербурге сократились на треть. В феврале было продано новых 9579 машин, а это на 38% меньше, чем в феврале 2014 года.
— Подобного сокращения рынка по итогам одного месяца в городе еще не бывало, — говорит Михаил Чаплыгин. — Кроме того, за первые два месяца этого года было продано меньше автомобилей, чем за один декабрь прошлого года.
Старый добрый «автохлам»
Завод «Ниссан» уже сократил производство на 30 — 40 процентов. Но самым большим оказалось падение на автомобили «Дженерал Моторз» — 70 — 80 процентов. В результате во второй половине нынешнего года полностью прекратится выпуск «Опелей», летом завод будет законсервирован. В России «ДжиЭм» будет продавать только машины представительского класса — для богатых россиян, для высоких чиновников.
— В Бразилии ответом на заявление о закрытии завода «Форд» были миллионные забастовки, организованные профсоюзами, — рассказал Алексей Этманов. — И завод удалось отстоять. Он по-прежнему работает. Но у нас в стране до сих пор не развита профсоюзная культура, практика объединения рабочих в борьбе за свои права. На городском «Дженерал Моторз» всего 30 — 50 членов профсоюза, а бороться 50 штыками за сохранение полутора тысяч рабочих мест мы не сможем. Поэтому рабочих уже начали увольнять «по соглашению сторон» — с компенсацией в семь окладов, а это всего на два оклада больше, чем при увольнении «по сокращению». Если бы на заводе были сильны позиции профсоюза, мы бы добились гораздо большего.
Моду расставаться с трудящимися, минуя профсоюзы, по соглашению сторон, в свое время ввел в автопром «Форд». Рабочих фактически ставят перед выбором: или они увольняются «по сокращению», или уходят «по соглашению сторон», получив на один-два оклада больше. В прошлом году таким образом «Форд» расстался с 800 рабочими, рассказал Алексей Этманов. По его словам, правительство региона заявляет, что рабочие смогут найти новые места, — вакансии есть, но ясно, что если они до сих пор не заняты, зарплаты там будут невысокими. А кому захочется после хороших заработков на автозаводе идти на невыгодные условия?
Эксперт считает, что поддержать автопром и его работников может стимулирование государством спроса на автомобили. С апреля должна заработать новая госпрограмма поддержки — субсидирование процентной ставки по кредитам. Осенью прошлого года начала действовать новая госпрограмма утилизации старых автомобилей. Впервые она была запущена по время прошлого кризиса. Сейчас за сдачу в утиль одной легковушки можно рассчитывать на скидку в автосалоне от 40 тысяч рублей.
— В кризис 2008-го эта программа доказала свою эффективность, — отмечает Алексей Этманов.
И сам не плошай
Но автопроизводители не надеются только на помощь сверху, они и сами активно ищут пути выхода из сложной ситуации. В частности, рассматривают возможности экспорта продукции, отмечает Михаил Чаплыгин. По его словам, «Ниссан» и «Тойота» подтверждают планы по запуску новых моделей в 2015 — 2016 годах. А старт производства новых моделей — это и открытие новых рабочих мест, подчеркивают в агентстве «Авто-Дилер-СПб». Мало того, в обозримом будущем в Ленобласти может начаться строительство еще одного автозавода — недавно появились сообщения, что концерн «Даймлер» возобновил поиски площадки под открытие производства.
— Конечно, впереди много трудностей, и автопроизводителей еще могут ждать временные остановки производства, как это происходит сейчас на заводе «Ниссан». Но предпосылок для новых закрытий автозаводов в городе не видно, — считает Михаил Чаплыгин.
Кстати, вскоре после того как Валентина Матвиенко «переименовала» Петербург в русский Детройт, власти Детройта американского официально объявили о банкротстве города из-за неспособности выплатить долги в сумме 20 миллиардов долларов.
***
Объемы выпуска новых автомобилей на петербургских заводах «Тойота», «Дженерал Моторз», «Ниссан» и «Хендай»:
2011 год — 295 000 шт.
2012 год — 389 300 шт.
2013 год — 392 900 шт.
2014 год — 361 400 шт.
Метки: Автомобили Производство
Важно: Правила перепоста материалов