Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Но правды нет и выше

В прокат выходит фильм Нила Бломкампа «Элизиум»

В двадцать втором веке вся планета — одно сплошное мексиканское гетто: чумазые детишки, потные работяги и татуированные наркодельцы.

Весь высший класс перебрался на космическую станцию Элизиум, больше всего напоминающую какой-нибудь Беверли-Хиллз: зеленые газоны, коктейль-вечеринки и модные летающие машины. Эмиграция тут не поощряется: нелегальные шаттлы без лишних слов расстреливают на подлете к станции — с одобрения здешнего министра обороны, судя по повадкам — дальней родственницы Маргарет Тэтчер (Джоди Фостер).

В это время на Земле по скверам, где харкает туберкулез, бродит добродушный, но эгоистичный татуированный качок Макс (Мэтт Дэймон). У него проблемы: уволили с завода, потому что при аварии он поймал радиационную дозу и жить ему осталось пять дней. Починить его могут только на Элизиуме, где обрести вечную молодость и здоровье — что в солярий сходить. А тут еще просят захватить с собой больную лейкемией девочку...

Говорят, что на режиссера, южноафриканца Нила Бломкампа, в детстве сильно повлиял переезд из полуразрушенной ЮАР в благополучную Канаду. Это помогло ему: теперь Бломкамп, пожалуй, главный в Голливуде по социальной фантастике, где-то обходя даже Кристофера Нолана с его Бэтменом — ультраправым консерватором. А поскольку Бломкамп гораздо ближе к левакам, в этом нельзя не отметить некое отрадное равновесие. 

«Элизиум» — второй полнометражный фильм Бломкампа. В первом, «Район №9», режиссер сделал историю о пришельцах-мигрантах, живущих в гетто, метафорой апартеида в ЮАР. Тут он действует по тому же принципу, буквализируя метафору. Жизни «первого» и «третьего» миров у Бломкампа действительно становятся двумя разными мирами, разделенными пропастью космоса. В креативности и хороших идеях ему не откажешь: Бломкамп уверенно балансирует, не давая картине свалиться в нереальное фэнтези, но и не превращая ее в псевдодокументальное занудство. То, что в «Элизиуме» с мигрантами сосуществуют роботы и киборги, очень мило оттеняет его социальный пафос. Кроме того, Бломкамп попросту умеет с самого начала заинтриговать и увлечь зрителя. 

К сожалению, его мастерства  не надолго хватает. Где-то на середине действие фильма начинает спотыкаться, провисать, задумываться, потом торопиться к финалу — и в конце концов превращается в скучнейший боевик с почти-хеппи-эндом, и тут уж, простите, никакой Мэтт Дэймон с Джоди Фостер не спасают.

А социалочка в свою очередь комкается до каких-то сентиментальностей, ставших избитыми и неприличными еще в фантастике 80-х.

Та же болезнь, к несчастью, была и у «Района №9», так что с печалью приходится признать: это хроническое. А так все хорошо начиналось.

Ну ясное дело, лейкемическую девочку лечат и всех остальных на Элизиум тоже пускают. Хеппи-энд вроде как и отменяет скопом все сложные вопросы. Но зачем тогда, простите, их было ставить? Сначала нам сообщают, что «пряников, кстати, всегда не хватает на всех», а потом вдруг выясняется, что достаточно Мэтту Дэймону все отнять у богатых и поделить…

↑ Наверх