Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Ночь. Улица. Подросток. Пиво.

Работает ли в Петербурге закон о запрете продажи алкоголя несовершеннолетним?

На сайте «Вечерки» был опубликован комментарий читателя, в котором сообщалось, что в ларьках у метро «Новочеркасская» ведется продажа пива и сигарет несовершеннолетним. В результате там нередко можно встретить «пьяного в хлам подростка». Корреспонденты «ВП» решили провести небольшой эксперимент и выяснить, действительно ли в указанных торговых точках нарушается закон. 

Пиво и сигареты - неподобающие релаксанты для несовершеннолетних


«Открыли холодильник – протянули пиво»

Уже на выходе из метро «Новочеркасская» в глаза бросается «потенциальный» магазинчик, торгующий алкогольной продукцией: без названия, без расписания работы. Единственное, что выдает в нем торговую точку, это выцветшая надпись «Магазин» белыми буквами на красном фоне и холодильник, стоящий прямо на улице. Последний гордо демонстрирует весь калейдоскоп спиртных напитков, которые можно здесь приобрести. Мусорное ведро, доверху наполненное пустыми банками, довершает картину. 

Уже через пять минут мы находим подростка, который соглашается помочь в нашем эксперименте. Девушку зовут Даша, ей 17 лет. 

— Я учусь в 11 классе, — сообщает она, — А вам сигареты надо купить?

— Нет, что-нибудь алкогольное. Пиво, к примеру.
— Тогда без проблем. Только, если мне его продадут, можно, я его вам отдам? А то совсем не знаю, что с ним делать…

Мы заверяем Дашу, что употреблять купленное пиво ее никто не заставит. Девушка, взяв деньги, твердой походкой направляется к красной вывеске.

В голове сразу вырисовывается идеальная картина: Даша машет перед нашим носом деньгами и рассказывает про бдительного, законопослушного продавца, который потребовал у нее документы. А, может, и отчитал за недостойное возрасту поведение. Картина рушится, когда через несколько минут наша помощница выходит, а в ее руках предательски блестит банка пива.

— Продали, — немного растерянно говорит она, протягивая нам товар.

— И паспорт не спросили?
— Нет, молча открыли холодильник – протянули пиво. Все…

Заходим внутрь магазина. Среди пестрых банок еле находим продавца — девушку лет двадцати пяти, которая что-то сосредоточенно ищет под прилавком.

— Простите, мы проводим небольшое исследование. Можете рассказать про продажу алкоголя в вашем магазине?

Продавщица сразу готова обороняться:

— А что вас конкретно интересует? У нас алкоголь покупают чаще, чем воду. 

— В том числе несовершеннолетние?
— Да, бывает. Но мы им никогда ничего не продаем. Паспорт просим, а если его нет – то сразу «до свидания», – девушка врет нам, не моргнув глазом.

— Документы всегда требуете?
— Конечно, при любом сомнении в возрасте. Даже если подросток выглядит на двадцать лет, мы все равно спросим у него паспорт. Чтобы наверняка.

В голове сразу возникает милое детское лицо Даши, которая сейчас едет где-нибудь в метро и читает книжку. Поздравляем, Даша, ты выглядишь старше двадцати…

Алкоголь всё чаще ассоциируется у молодых с хорошим времяпрепровождением

«Думаете, продавец слепой, что ли?»

За следующим магазином, доверху заставленным алкоголем, далеко ходить не надо: он тоже находится рядом с «Новочеркасской», на Заневском проспекте. Здесь нашими помощницами становятся три восьмиклассницы. 

На этот раз мы ждем минуты четыре. Наконец, дверь открывается, и оттуда, смеясь, выбегают девочки. Они протягивают деньги обратно.

— Он прогнал нас! Так и сказал: «Кыш-кыш-кыш отсюда»! Мы просто зашли, попросили пива. А продавец потребовал паспорт. Ответили, что дома забыли. Но не сработало.

Мы решаем зайти внутрь и лично поговорить с законопослушным продавцом. Пока мы стоим в очереди, мужчина приветливо разговаривает с покупателями. Но как только мы подходим к кассе, его улыбку как рукой снимает.

— Здравствуйте, мы тут проводим…
— Я видел, что вы тут проводите! Думаете, продавец слепой, что ли? – грубо прерывает нас мужчина.– Отдали этим малолеткам деньги и отправили ко мне!

— Но вы же им ничего не продали!
— Конечно, не продал. Вообще, не хочу я с вами разговаривать, — и продавец, к нашему удивлению, незамедлительно покидает рабочее место и скрывается в подсобном помещении. 

Видимо, и на этот раз нельзя быть уверенными в том, что в этом магазине соблюдается закон.

А у вашего ребёнка есть проблемы с алкоголем?

«А что в этом такого?»

Мимо следующего магазина, выбранного для проверки, подростков проходит много: рядом находится Лицей №533. Нашим агентом становится ученица этого лицея, четырнадцатилетняя Вероника. Выслушав нас, девушка кивает головой.

— Этот магазин можете даже не проверять. Тут всегда всем продают. Ребята из лицея каждый день бегают сюда за алкоголем. Но, если вы хотите убедиться сами, я помогу.

Вероника на некоторое время скрывается за дверью и выносит подтверждение своих слов: банку пива. Второе доказательство за сегодняшний вечер.

— Документы не просили? – интересуемся мы, принимая добычу из ее рук.

— Ну да, я же говорила. Там сегодня продавец кавказец. А они вообще не знают, что такое закон. Просто спросил у меня, бутылка нужна, или банка.

Уйти, не посмотрев в глаза этому очередному «законопослушному» продавцу, теперь точно невозможно. 

— Вы продаете алкоголь несовершеннолетним? – вопрос в лоб звучит прямо с порога.

Продавец, юноша кавказской национальности, широко улыбается, пытаясь расположить нас к себе:

— Нет, конечно, всегда прошу паспорт.

— А как же девушка, которая только что вышла с банкой пива? Ей еще нет восемнадцати.
— Я знаю.

— Но вы все равно его продали?
— Да, продал. А что в этом такого? 

— Это уголовно наказуемо. То есть вы продаете алкоголь несовершеннолетним на свой страх и риск?
— Ну, да.

Поняв, что с продавцом абсолютно бесполезно разговаривать, молча направляемся к выходу. Возле магазина нас ждет Вероника.

— Как поговорили?

— Таким нельзя ничего объяснить, — разводим руками мы, — увольнять их надо, и все.

Девушка с сомнением качает головой:

— Ну, уволят их, и что с того? Придут новые продавцы, снова начнут раздавать пиво всем подряд. Бесполезно это все… Бесполезно.

Справка ВП

В результате нашего эксперимента было выяснено: вероятность того, что подростку, не достигшему 18-ти, продадут алкоголь, составляет 50 процентов. К сожалению, «Новочеркасская» — не единственное место в городе, где можно увидеть такую картину. 

Сегодня в России пьют 11,5 тысяч детей, а 161 ребенку в возрасте от 10 до 14 лет уже поставлен диагноз «алкоголизм». Кроме того, продолжает снижаться средний возраст злоупотребляющих алкогольными напитками: за прошедшие десять лет он снизился с 14 до 11 лет. Но имеет ли смысл говорить о статистике детского алкоголизма, если подсчеты экспертов не учитывают нелегальную продукцию и суррогаты?

К слову, с 1 января 2013 года пиво приравнивается к прочим алкогольным напиткам. Это означает, что с 23 часов вечера до 8 часов утра его можно будет купить только в кафе, барах и ресторанах. Будут ли работать эти ограничения – покажет время. Но уже сейчас перед нами стоит вопрос: сможем ли мы оградить своих детей от алкогольной зависимости и спасти их будущее?

Между тем

21 июля 2011 года в России была введена уголовная ответственность за продажу спиртного несовершеннолетним. Сегодня тому, кто продаст алкоголь ребенку, грозит штраф в размере до 80 тысяч рублей, и это только за разовую розничную продажу. Максимальное наказание — исправительные работы сроком до года с возможным лишением права заниматься определенной деятельностью в течение трех лет.

Текст и фото: Валерия Лебедева, Анастасия Попова. Фото: Евгения Морозова
↑ Наверх