Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

В Петербурге открывается частный музей «Искусство веера»

«Новейшего фасону апахалы»

Сегодня в мире известны лишь две коллекции вееров, открытых широкой публике. Одна располагается в Лондоне, другая — в Париже. Новый музей «Искусство веера», который откроется 20 июня в Петербурге, на Каменноостровском проспекте, 73 — 75, станет первым в России и третьим в мире собранием хрупких произведений искусства.


Чтобы узнать больше о коллекции, насчитывающей 250 вееров, мы связались с Ларисой ПЫЛАЕВОЙ, арт-менеджером музея и задали несколько вопросов.

— Расскажите немного об истории веера в России. Когда он стал популярным аксессуаром?
— В нашу страну веер как аксессуар был завезен Петром I. При Анне Иоанновне веер получил большее распространение, у нас даже есть один экспонат ее времени. При Елизавете и Екатерине веера начали уже производиться массово и стали похожи на европейские, ничем особо им не уступая.

— В каждом музее есть экспонаты, являющиеся его визитной карточкой. На что бы вы обратили внимание посетителей в первую очередь?
— Нужно обязательно увидеть итальянские веера, представленные у нас образцом XVIII века с изображением «Нахождение Ромула и Рэма». Мало того, что экран веера представляет собой поразительное живописное полотно, но имеет место и гравировка, и филигранная техника резьбы по металлу. Есть очень необычный веер, полностью сделанный из австралийского перламутра, — он очень тяжелый и создан был явно как экспонат, так как в жизни пользоваться им совершенно невозможно. Также только у нас можно полюбоваться на бразильский веер, сделанный из пуха и чучела колибри, — вещь чрезвычайно редкую, ведь производились они совсем недолго. Интересны веера в стиле модерн, отличающиеся особой формой и получившие названия баллон и фонтанж.

— Наверняка веер может рассказать историю своего обладателя…
— Подобные веера мы называем мемориальными. Например, у нас в коллекции есть веер, принадлежавший митрополиту новгородскому и великолукскому Иову. Он полностью сделан из дерева, но на нем сохранились все надписи, говорящие о том, кому этот веер принадлежал. Очень интересен веер из собрания баронов Голдшмидт-Ротшильдов. Пусть он особо не бросается в глаза, но он просто интересен тем, что принадлежал известной фамилии. На его коробке сохранилась даже специальная бирка, указывающая на то, чей он был. Еще одним значимым экспонатом является веер Фридриха Великого, прозванного философом на троне. Примечателен мандаринский веер начала XVIII века. Точно такой же веер Николай II подарил Марии Федоровне, после своего путешествия по Дальнему Востоку. Он интересен тем, что лица, изображенных на нем придворных китайцев, так называемых мандаринов, написаны на маленьких пластиночках из слоновой кости. Реалистичность живописи и сохранность экрана этого веера поражают.

В целом, веера отличаются филигранностью исполнения, изобретательностью мастеров, их когда-то создававших. Только представьте: над одним веером могли трудиться и позолотчики, и художники, резчики по дереву, резчики по слоновой кости, ювелиры. А чего стоят материалы, в них использованные! В некоторых даже присутствует так называемая цевка — кость домашних животных. Голова идет кругом от мысли, что наши экспонаты вообще дожили до наших дней, ведь веер был вещью весьма хрупкой, которую не очень-то берегли.

— Насколько сложно вернуть вееру жизнь?
— Восстановление веера — сложный процесс. Особенно, если мы имеем дело с веером плезе, состоящим из экрана, который складывается, а материал для него использовался не очень прочный — это могла быть бумага, атлас или что-то подобное. Материалы оправы более надежны — дерево, слоновая кость, хотя им тоже достается… Экран часто просто отваливается, и веер приходится заклеивать или сшивать особенным способом. Если экран расписан, то требуются усилия мастеров-живописцев. Некоторые веера уже невозможно сложить, потому что материал экрана может просто разрушиться и восстановить его в былом великолепии будет нереально. Такие экспонаты у нас висят на стенах в открытом виде в специальных боксах, защищающих наши хрупкие сокровища от пыли, влажности, сквозняков.

↑ Наверх