Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

Новгородцы объявили войну серой вороне

К чему бы это? – озадачены многие

Дума Новгородской области на первом же своем заседании после летних каникул обеспокоилась вороньим вопросом и без каких-либо обсуждений единогласно приняла разработанный областным комитетом охотничьего и рыбного хозяйства закон «Об отнесении серой вороны к охотничьим ресурсам». Теперь любой охотник, имеющий соответствующую лицензию, круглогодично может вести ее массовый отстрел.


Уменьшить популяцию в 10 раз

В местных блогах тут же принялись гадать, отчего это именно теперь появился такой закон. Мол, не связано ли это с губернаторскими выборами, потому что кандидат от КПРФ Ольга Ефимова тоже стала неугодной для областной администрации и попала под своеобразный «отстрел»: ей не позволили собрать необходимое количество подписей депутатов местного самоуправления для регистрации. Другие блогеры язвительно напоминают, что в сентябре в Великом Новгороде намечаются пышные торжества по случаю 1150-летия зарождения российской государственности с участием первых лиц государства. Вот поэтому-то, чтобы глупые птицы не испортили праздник своим неожиданным налетом на Новгородский кремль, якобы и принят такой закон. 

Но мнению областных чиновников, все гораздо серьезнее. Как рассказал депутатам новгородский вице-губернатор Александр Филиппов, серые вороны стали настоящим злом для охотничьих хозяйств региона, да и в целом – «серьезной экологической угрозой» для Новгородской области. Они, например, могут стать переносчиками африканской чумы свиней, поразившей уже ряд регионов России.

– Серая ворона наносит ущерб охотничьему хозяйству области. Это хищник, который гнездится раньше других птиц, и ко времени появления у него птенцов другие виды только приступают к высиживанию кладок. Птенцы серой вороны в первые недели своей жизни нуждаются в высококалорийном биологическом корме. Это и становится гибельным обстоятельством для потомства многих других птиц – насиженные яйца являются основным кормом воронят. Учеными доказано, что пара ворон за сезон уничтожает более 50 яиц различных птиц. В охотничьих хозяйствах серая ворона является главной причиной гибели яиц уток, разоряя иной раз до 100% утиных гнезд. Ими заклевывается масса зайчат. Серые вороны переживают зиму за счет человека, и поэтому смертность их в зимний период минимальна, а число их постоянно растет. Для снижения вреда нужно уменьшить популяцию ворон в 10 раз. Нормативная численность серой вороны должна составлять 2 птицы на 10 кв. км, – так аргументировал необходимость закона Филиппов.

Бороться надо, однако…

А вот депутат Новгородской областной думы Павел Гальченко не совсем понимает смысла такой законодательной инициативы, потому что сам увлекается охотой чуть ли не с детства.

– На серую ворону все время охотятся. Еще в советское время охотников поощряли: за 150 лапок давали лицензию на кабана, за 300 лапок – на лося. Серые вороны, как и крысы, – это разносчики заразы. Аргумент про разорение уток не очень убедителен. Там, где утки живут, нет серых ворон. Я ни разу не видел серую ворону на болоте, ей проще жить возле людей и питаться на свалках. Ворону, конечно, можно встретить в поле, но все-таки это птица скорее городская.

Но на самом деле это не самая главная проблема для жителей области. Может быть, отнесение вороны к разряду охотничьих птиц необходимо, чтобы какие-то средства потом выделять для поощрения охотников? Как все это будет происходить, тоже непонятно. В черте города отстрел невозможен – есть же правила охоты, вокруг города зеленая зона, там тоже стрельба запрещена. Могу предположить, что в этом и интерес отдельных охотников: если у тебя есть разрешение на отстрел волка (его можно отстреливать круглый год), то ты можешь в любое время ходить по лесу с ружьем. Если же нет разрешения, то это возможно только в сезон охоты. Так и с воронами – получил разрешение на их отстрел и ходи себе весь год с ружьем. Но сама по себе идея регулирования числа ворон верная – с ними, так же как с крысами, нужно бороться, – пояснил депутат свою позицию.

За этим стоят какие-то денежные интересы

Финансовую подоплеку в войне с вороной увидела председатель новгородского клуба «Экология» Инесса Почетова.

– Глупость это, с моей точки зрения. Мне кажется, охотникам надо какие-то деньги распилить. Видно, уже договорились с властями. Да, серые вороны – хищники, и действительно не пропустят птенца в гнезде, оставленного без надзора. Но между прочим, не они одни этим грешат. Скажем, в Псковской области проблемы доставляют бакланы, расплодившиеся в неимоверном количестве. Они тоже любят полакомиться чужими яйцами. Рыбаки жалуются, что бакланы их без рыбы оставляют. Но, уверена, браконьеры гораздо больше уничтожают рыбы и уток. Не думаю, что вороны наносят такой уж колоссальный урон охотничьим хозяйствам. Ворона не единственный источник бед для гусей, уток и прочих охотничьих видов. За этим законом стоят какие-то денежные интересы. Напомню, что наше охотничье общество недавно получило право на отстрел бродячих собак. У многих жителей уже создается впечатление, что его волнует больше вопрос сбора денежных знаков с охотников, а не наведение порядка в охотничьих угодьях.

Ворона, как бы нагло себя ни вела, занимает свою экологическую нишу. Да, ограничить ее численность необходимо. Но может быть, стоит использовать для этого другие меры? Может быть, уничтожать их гнезда... Люди сами виноваты, что развелось столько ворон. Посмотрите, сколько вокруг свалок и мусорок – основного источника питания для ворон в городе. Мусорные баки в санитарных целях давно пора делать закрытыми, как в Европе, – считает эколог.

Стоит отметить, что в чиновничьих пояснениях к новгородскому закону есть такая нелепая фраза: «Таким образом, отнесение серой вороны к охотничьим ресурсам существенно не нарушит популяцию ворон, но поможет снизить вред, который она приносит». Если размер популяции в принципе не изменится, то как же снизится вред?

А отрегулировать размеры вороньей стаи действительно очень сложно. Истребление ее на одной территории восполняется особями, прилетающими из соседних земель. Обычно вороны размножаются на третий год жизни, но в результате отстрела могут приступить к гнездованию на второй год. При интенсивном истреблении выжившие несут больше яиц. Важно, что вороны – очень заботливые родители. Пару себе они выбирают на всю жизнь. Отцы в вороньей семье помогают высиживать и выращивать птенцов. Подрастающих воронят объединяют в «детские сады», за которыми присматривают взрослые вороны. И даже двухлетних птенцов родители от себя не прогоняют – опекают, пока те сами не заведут семью. Вороны, как и люди, способны объединиться и выступить единым фронтом против противника. Так что этих птиц с самым сильным интеллектом среди пернатых (есть мнение, что и собака им уступает по разуму) не так-то просто извести. И мало-помалу вороны с неизменным успехом завоевывают себе жизненное пространство в городах.

Новгородцы не были оригинальными, решив узаконить стрельбу по воронам. Федеральное законодательство позволяет регионам самостоятельно включить или исключить любую птицу в список разрешенной к добычи. Поэтому время от времени и появляются местные законы, называющие ворону «птицей нон грата». В 2011 году была объявлена охота на воронье в Татарстане, Псковской, Новосибирской и других областях. В этом году с ним начали бороться в Липецкой области. Против ворон вводят то массовый круглогодичный отстрел, то сезонный. В Татарстане разрешение на отстрел дали после того, как депутаты одобрили изменения в Экологическом кодексе.

В Новгородской области закон не содержит уточнения, будут ли поощряться охотники, как будет проходить утилизация подстреленных тушек ворон, хотя не мешало бы депутатам подумать над такими вопросами. Кроме того, в крупных городах давно уже популярны игры кроухантеров, то есть охотников на ворон. И можно себе представить, во что может превратиться благая на первый взгляд инициатива властей, если ею воспользуются не очень щепетильные бизнесмены и отчаянные стрелки. Целясь в ворону, можно же и в человека угодить. Но даже если вести пальбу точно по мишени, то как быть, если свидетелями действий «благородных» охотников-чистильщиков станут дети?

Наша справка

Во многих странах теперь принимаются законы, запрещающие уничтожение ворон, поскольку уже очевидно, что отстрелы вороньего поголовья – вещь не просто жестокая, но и бесполезная. Кстати, по мнению многих ученых, если не будет ворон-санитаров, на человека обрушится череда эпидемий. В Норвегии, Дании, Голландии и некоторых других странах Европы имеются службы, занимающиеся регуляцией численности ворон, причем не прибегая к жестокости.

Артем Самойлов (Великий Новгород). Специально для «Вечернего Петербурга»

Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Чайка Наталья

Метки: Из первых рук Птицы Оружие Вектор власти Курьёзы

Важно: Правила перепоста материалов

↑ Наверх