Новое пришествие Ихтиандра
История любви юноши с жабрами и жгучей наивной брюнетки опять обрастает «киномясом»
Именитый российский режиссер Юрий Мороз — тот, который создал два сезона «Каменской», — теперь пишет сценарий свежей киноверсии книги Александра Беляева «Человек-амфибия».
Самое занятное: фильм (точнее, стадия препродакшн) запущен в производство в знаменательный год. Без малого 50 лет назад режиссеры Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев дали первую киножизнь роману Александра Беляева «Человек-амфибия». Как считают независимые эксперты, сей шаг Юрия Мороза сообразен подвигу. Ведь его киноверсия станет четвертой.
Первую — с юной и звонкой Вертинской, пылким и чувственным Кореневым — помнят все, мало кто помнит 4-серийный проект «Морской дьявол» канала «Россия», третья версия — анимационная, та вообще неизвестна. Настало время создать четвертую — масштабную, с достойным бюджетом, режиссером и прочими недурственными атрибутами приключенческой новеллы с любовной сердцевиной.
Смелость и решительность подобного киношага отчетливо понимает сам Юрий Мороз, на котором сейчас завязаны все нити натяжения этого довольно-таки сложного кинопроекта. Начнем с того, что серьезный бюджет фильма, заявленный на Каннском фестивале, — четыре миллиона евро — может быть увеличен. Фильм еще в стадии «прорисовки», проработки, осознать, сколько и что будет стоить в смете, не представляется возможным. «Мы еще не понимаем, какие затраты пойдут на компьютерную графику, — делится с читателями «Вечернего Петербурга» своими размышлениями Юрий Павлович. — Нет окончательной ясности и с местом съемок, мысли, наблюдения, находки есть, но все взять и посчитать досконально нереально сейчас...»
Однако деньги в этой истории не главное, бытие определяет сознание и здесь, как говаривали классики. Осознание острой надобности в новой киноверсии романа Александра Беляева к Морозу пришло давно. Книжка интересная, увлекательная, а главное — поучительная. Тема в ней поднята вечная, но при этом приправлена весьма и весьма оригинальным фантастическим сюжетом. Осталось дело за малым: окончательно сверстать сценарий, найти под него стабильное финансирование и определиться с главным треугольником киноромана. И если сценарий уже практически «устаканен», а финансовый вопрос в процессе формирования, то с актерским ансамблем пока не все ясно. Коллеги из московских изданий поспешили утвердить в роли Ихтиандра Максима Матвеева, в роли Гуттиэре — Елизавету Боярскую. Мол, они уже «на карандаше» мастера. «У меня на карандаше сейчас с десяток актрис на роль Гуттиэре, с десяток актеров на роль Ихтиандра и столько же на роль главного антипода человека-загадки, Педро Зуриты. Окончательно утвердиться с выбором главной тройки сейчас не представляется возможным. Елизавета Боярская и Максим Матвеев — хорошее предложение потенциальному инвестору, который захочет стабильности и определенных гарантий возврата вложенных средств. А эти гарантии могут дать — помимо хорошего сценария, узнаваемого режиссера — еще и громкие, востребованные зрителем и киноэкраном имена главных героев...»
Любопытно также и то, что Юрий Мороз до сих пор не определился с потенциальным прокатчиком (а возможно, и совладельцем) фильма. «Я могу вам сейчас перечислить несколько красивых названий таких компаний, но это будет пустой тратой вашего и моего времени, так как с этим вопросом я определюсь несколько позже», — заметил Юрий Мороз.
Важный тактический шаг Мороз посчитал вторичным делом, мы же решили связаться с одной из крупных прокатных компаний, у которой стабильный многомиллионный оборот и выход на экраны СНГ в многие сотни копий своих лент. Наш собеседник посчитал целесообразным остаться инкогнито — не в правилах этого гиганта киноиндустрии давать вообще комментарии по так называемым непрофильным вопросам. Резюме нашего визави было кратким. Говорить о широкомасштабной поддержке фильма можно будет только после получения первичного режиссерского материала. Например, на очередном кинорынке. Пока же говорить не о чем, нет предмета для разговора. Если бы одно из подразделений компании вошло совладельцем фильма, то здесь и финансовый вопрос, равно с ним и вопрос участия в производстве картины, решался бы по-иному и прокатная судьба была бы предопределена на стадии препродакшн. Так как фильмом занимается исключительно компания «Мороз-фильм», о союзе Мороза и гиганта индустрии говорить преждевременно. Масштабная реклама, поддержка фильма в СМИ, последующее производство копий фильма, прокат — это серьезные вложения, которые могут основательно увеличить бюджет фильма (по некоторым данным — чуть ли не вдвое). И нет никаких гарантий последующего возврата денег из кассы.
Примерно такого же мнения придерживается и заместитель директора крупного петербургского кинокомплекса Евгения Царева. Идея с экранизацией книги Александра Беляева хорошая, манкая, но тут надо понимать один важный момент: кинозритель и человек, который сейчас идет по улице, — два разных человека. Кинотеатр обязан просчитывать потребность того, кто ходит в кино. А киноманы сегодня не очень-то читают старые книжки и жаждут ремейков старых фильмов. История с продолжением рязановской комедии «Ирония судьбы», которая сумела привести в кинотеатры тех, кто в кино не был последние лет 20, — исключение из правил. Самая новогодняя из всех кинокомедий у киномана на слуху, «Человек-амфибия» — история иного порядка. Пойдет ли на нее публика, влюбленная в музыку Андрея Петрова, в харизматичные образы Анастасии Вертинской и Владимира Коренева,— вопрос. Равно с тем вопрос: пойдет ли киноман, современный, молодой, который от ремейка ждет больше, чем просто пересъемки старой истории на новый технологизированный лад? Возможно — к этой мысли подвел нас собеседник из крупной прокатной компании, — фильм проще выпустить на ведущем телеканале страны, а после дать внятным тиражом на DVD-дисках.
P. S. Режиссер новой версии фильма «Человек-амфибия» Юрий Мороз просил не делать акцент на том, что фильм — ремейк. «Мы не хотим переснимать то, что переснимать нет никакого смысла, — уверяет читателей «Вечернего Петербурга» Юрий Павлович. — Мы хотим выпустить свое, современное прочтение многогранного литературного труда, который в нашей стране — весь Беляев, что там «Человек-амфибия»! — редко подлежит экранизации. А жаль, истории у этого автора чрезвычайно интересные и кинематографичные».
Дмитрий МОСКОВСКИЙМетки: Пятничный выпуск
Важно: Правила перепоста материалов