Новости о Театре «На Литейном»: Такая ли уж тишь?
После скандала, связанного с Театром «На Литейном», «ВП» обещал держать читателей в курсе событий
Итак, вскоре после отстранения директора театра Андрея Лобанова от должности и назначения и. о. директора Владимира Словохотова, 22 мая в Доме актера прошел круглый стол «Объединение театров: благо или беда?» с участием чиновников, худруков и директоров театров, режиссеров, критиков, журналистов. Провела круглый стол Татьяна Клявина — театровед, член правления Санкт-Петербургского отделения Союза театральных деятелей РФ. Накануне того, как стало известно о назначении В. Словохотова и. о. директора (с сохранением его руководящих должностей в Театре на Васильевском), корреспондент «ВП» обратился к Татьяне Алексеевне с вопросом: «Какие действия лучше всего предпринять Театру «На Литейном»?». Приводим этот комментарий, поскольку он — вне зависимости от последних событий — не потерял актуальности:
«Целесообразно встретиться с врио губернатора Ленобласти А. Дрозденко, подписавшим приказ об объединении театров. В преддверии встречи сотрудникам театра нужно попросить ознакомить их с тем материалом, на основании которого было решено объединить коллективы. Труппе Театра «На Литейном» Н. Кононенко (председатель областного комитета по культуре. — Прим. авт.) сказала, что был сделан глубокий анализ его деятельности. Пусть этот материал станет достоянием общественности. Какие могут быть секреты? Это ведь госучреждение, и весь бюджет должен быть прозрачен. Почему-то появилась печальная мода рассматривать работников госучреждений как крепостных, у которых не может быть личного мнения относительно своего театра, своей профессии, своего творчества. Мол, начальство решило — а вы подчиняйтесь. Почему В. Словохотов, судя по его словам и действиям, участвовал в проекте объединения театров? (Он, во всяком случае, знает больше, чем руководство Театра «На Литейном».) В то время как из Театра «На Литейном» не участвовал никто. Если уж комитет по культуре решил объединить коллективы, он не должен был привлекать ни одну из заинтересованных сторон; и грамотней было бы объявить конкурс на должность генерального директора. Чтобы не сложилось впечатления, будто руками директора одного из театров готовится захват другого театра».
Отметим, что версия о рейдерском захвате Театра «На Литейном» была высказана в СМИ не одним театральным критиком и журналистом.
По итогам круглого стола написан проект резолюции. СПб отделение СТД РФ и Гильдия театральных режиссеров России рекомендуют, в частности: приостановить практику необоснованных объединений учреждений культуры; Министерству культуры разработать прозрачные механизмы осуществления процесса оптимизации с предварительным подробным анализом финансово-административной и творческой деятельности культурных учреждений. Предлагается также создать общественную наблюдательную комиссию, которая будет отслеживать ситуацию в Театре «На Литейном», имея доступ к документам и материалам о жизни театра.
Напомним, что когда А. Лобанов уволил в декабре главного режиссера Игоря Ларина, тот в соцсетях обвинил директора Театра «На Литейном» в финансовых махинациях. На днях стало известно, что суд признал полную законность увольнения И. Ларина и отказал в удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
В апреле А. Лобанов подал иск о защите деловой репутации и признании сведений, распространяемых И. Лариным, не соответствующими действительности. Первое заседание назначено на 4 июня.
Напомним также, что сразу, как власть над Театром «На Литейном» была фактически передана В. Словохотову, он обещал назначить в этот театр своего зама. Никакого приказа о назначении зама сотрудники не видели несколько дней. Во время своих публичных выступлений В. Словохотов томил общественность, заряжая воздух ожиданием ТАКОГО человека, от которого все ну просто ахнут. Из неофициального источника стало известно, что своим замом он назначил Геклимовича Константина Емельяновича. И имя это вряд ли что-то скажет театральным людям Северной столицы.
«Погуглив», мы узнаем, что К. Геклимович как минимум года два работает в Театре на Васильевском, отвечает за госзакупки. То есть замом назначен человек из «епархии» В. Словохотова, большую часть жизни проработавший в провинции и не знакомый с труппой Театра «На Литейном». Известно, что К. Геклимович занимал чиновничьи посты в провинции, в частности, несколько лет назад в Туле был председателем комитета по культуре, историческому наследию и туризму. Тут припоминается, что ведь и В. Словохотов когда-то служил в Туле актером (по образованию он актер, а не менеджер). Когда несколько лет назад Театр на Васильевском приезжал в Тулу на гастроли, В. Словохотов сказал одному из СМИ: «Тула для меня — один из самых теплых и родных городов России. Здесь я нашел друзей, родных по состоянию души людей». В общем, сюжет этих отношений корнями наверняка уходит, что называется, вглубь истории.
Сделал ли уже К. Геклимович что-либо в Театре «На Литейном» на посту замдиректора, пока неизвестно. Но, заходя на сайт театра, видишь там «тишь да гладь, божью благодать»: из новостей удалены все публикации о скандале. Как будто не было ничего — ни попытки слить театры, ни открытых писем президенту от возмущенного коллектива. Видимо, чистка сайта от признаков противоречий и есть — первые шаги…
30 мая с 16.00 до 18.00 на Марсовом поле пройдет согласованный массовый пикет в поддержку Театра «На Литейном». Пикетирующие (артисты и работники театра, в том числе народная артистка России Татьяна Ткач, творческая интеллигенция) выступят против фигуры В. Словохотова в качестве руководителя театра.