Газета выходит с октября 1917 года Sunday 20 января 2019

Новую Голландию пощадили

В Смольном представили финальную концепцию реконструкции острова

«На моем веку это уже четвертая концепция Новой Голландии. Она наиболее щадящая и бережно относящаяся ко всем предметам охраны. Важно, что нет новых построек, — отмечает известный петербургский искусствовед, член Совета по сохранению культурного наследия города Михаил Мильчик. — Город получит выдающийся ансамбль эпохи классицизма. В отличие от Николь­ских рядов и Конюшенного ведомства здесь мы имеем позитивный пример». 

Эскизы проекта предоставлены комитетом по инвестициям правительства Петербурга

Положителен был и отзыв директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, также прозвучавший в Смольном 2 июля, на заседании совета по инвестициям при губернаторе Петербурга: «Хороший, щадящий проект». Более того, Михаил Пиотровский полагает, что образец реконструкции Новой Голландии может стать и нашим новым петербург­ским стандартом, которым «потом все будут восхищаться».

Итак, это уже четвертый проект: начиная с 2005 года, когда остров был отдан военными в распоряжение гражданского Петербурга. Инвестор — «Новая Голландия Девелопмент» — внезапно отказался от американской концепции, выигравшей в конкурсе 2011 года. Был назначен новый проектировщик — голландское бюро «WEST 8». Его директор Эдзо Бинделс, главный архитектор проекта, сделал в Смольном сообщение о новой концепции: «города в городе», работающего 365 дней в году, 24 часа в сутки.

Предполагается, что центральная часть острова будет постоянно открыта для публики. Летом как парк, зимой как место разных ярмарок и народных забав. Свободные пешеходные зоны будут устроены вдоль исторических корпусов. Если парковая зона составит 25 тыс. кв. м, то офисная в этих корпусах — 20 тыс., гостиничная — 13 тыс., торговая — 13 тыс., выставочно-образовательная и зрелищная — 5 тыс., ресторанная 4 тыс. кв. м. Зоной апарт-отелей станут исторические корпуса вдоль набережной реки Мойки.

По северной части острова предполагается продлить ось Конногвардейского бульвара. Вдоль Адмиралтейского канала продолжение бульвара изобразит роща из шести линий деревьев — она одновременно создаст третью, зеленую стену острова. Все имеющиеся буйные заросли вокруг стен Новой Голландии будут ликвидированы. Полагают, они мешают восприятию красот памятника и разрушают береговые откосы. Из новшеств: планируется устройство дополнительных мостов через Крюков канал. 

Архитектор Эдзо Бинделс обещает, что методы реставрации будут таковы, чтобы не скрывать следов времени, а напротив — сохранять дух и возраст фасадов, исторической кирпичной кладки. В случае с апарт-отелями не ожидается и уплотнения исторических корпусов клетушками гостиничных номеров: запланированы прежние просторные объемы, со спальными местами на антресолях. 

«Скромными методами можно достичь большого и монументального результата», — говорит Эдзо Бинделс.

При всем этом щадящем переустройстве острова остается одна беспощадная проблема: авторы перемен полностью закрыли глаза на проблему парковок. Для них она — за контуром их объекта. Как-то публика да доберется… Как было доложено совету по инвестициям, в дни проекта «Лето в Новой Голландии» на остров ежедневно прибывали до 11 тысяч посетителей — и ничего, «транспортного коллапса вокруг острова не случалось». Сказали, для посетителей хватало велопарковки при входе: гуляющие были экологически продвинутыми, прибывали на остров пешком или на двух колесах.

Паркингов на самом острове в новой концепции не предусмотрено. Однако если на острове будут офисы, коворкинги, отели с постоянным проживанием, куда прикажут девать автотранспорт их обитателей? В Смольном решили пока об этом не задумываться. Срок реализации проекта — 2017 год. 

Эскизы проекта предоставлены комитетом по инвестициям правительства Петербурга

Эскизы проекта предоставлены комитетом по инвестициям правительства Петербурга
↑ Наверх