Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

Новую сцену Мариинки признали доступной

Большинство петербургских театров получили «неуд» по комфорту для инвалидов

Исследования доступности петербургских театров проводились в течение полугода по инициативе РИА Новости. Всего в Петербурге более 70 театров. Но для исследования было выбрано 42 объекта, в том числе театры оперные, драматические, кукольные. Эксперты посещали их инкогнито.

Мариинка-2 — один из двух театров, более-менее доступных для людей с ограниченными возможностями.


Думаю, каждый из театралов мог бы поделиться личными впечатлениями о комфорте петербургских театральных зданий. Внесу свою лепту в исследования и я. В марте прошлого года отправилась в Театр «Балтийский дом». Зима, если помните, была затяжная, и март был холодным. Для того чтобы дойти от станции метро «Горьковская» до театра, мне потребовалась четверть часа. Дорога была покрыта слоем льда. Сверху, правда, он был густо посыпан песком, но это не спасало. Мало того. Ступеньки, ведущие к театру, тоже были обледеневшими. И — никаких перил! Хорошо, встретила знакомых, которые помогли вскарабкаться. Понимаю, что эта монументальная лестница — архитектурная особенность. Но эту «особенность» зимой сложно преодолеть даже здоровому человеку. Что уж говорить об инвалидах…

Ни один из 42 театров, попавших в поле зрения экспертов, не получил оценку «отлично».

Только два — Мариинский театр-2 и Санкт-Петербургский Большой театр кукол — более чем на 60% соответствуют критериям доступности, что характеризует их как «хорошо» оснащенные.

Еще два театра — Детский интеграционный театр «Куклы» и Александринка — получили оценки «удовлетворительно». Все остальные заслужили оценки «неудовлетворительно» и «плохо».

Справедливости ради стоит сказать, что дело тут не в нежелании театрального руководства идти навстречу инвалидам или в отсутствии финансов. Нет, проблема сложнее. Большинство петербургских театров расположены в исторических зданиях, и вмешательство в их архитектуру и интерьеры недопустимо или должно быть минимальным. По этой причине, к примеру, нельзя установить лифты в блистательной Александринке, построенной великим Росси.

Мариинке-2 с точки зрения архитектуры и эстетики до Александринки и даже до Михайловского театра — как до Луны. Вызывают неприятие критиков и интерьеры Новой сцены Мариинского театра. Однако канадские архитекторы, проектируя ее, позаботились о комфорте для инвалидов. И это, пожалуй, второе (после акустики) и последнее ее достоинство.

По мнению Оксаны Токрановой, главы пресс-службы Мариинского театра, новая сцена Мариинки смогла достичь таких результатов благодаря проекту, созданному канадской компанией:

— Нам очень повезло с новой сценой Мариинского театра; это новый театр, и понятное дело, что в XXI веке философия общественного пространства совсем другая, не такая, какой была в XIX столетии, когда строили историческое здание Мариинского театра. Нет разделения театра по иерархиям, сословиям… Мариинский-2 с точки зрения внутренней навигации, кресел, пандусов и так далее максимально приспособлен для людей разного возраста, веса, роста, для людей с ограниченными возможностями.

Впрочем, по-прежнему остро стоит проблема транспортной доступности обеих Мариинок (а также Концертного зала). Все «безлошадные» петербуржцы знают, как непросто добраться до театра и как сложно бывает вернуться после спектаклей, нередко затягивающихся за полночь, домой. Летом я побывала в Мариинке-2 на опере «Русалка» в постановке Василия Бархатова. Начало спектакля было перенесено на 20 часов, а опера, кто помнит, длинная. В последнем антракте, случившемся где-то в половине двенадцатого, половина зрителей покинула театр. Закончилась опера в половине первого. Добираться пришлось на ночном автобусе. Только до него еще надо было дойти. Летом, в белые ночи, это не такая уж большая проблема. А зимой? Кроме того, ночные автобусы ходят только в ночь на субботу и на воскресенье.

По мнению Оксаны Токрановой, Петербургу необходимо появление некой организации, которая будет сотрудничать с профильными комитетами города и театрами, «чтобы театр не только был внутри доступным, но и была возможность до него добраться».

Не понаслышке знает о проблемах инвалидов Вадим Фиссон — режиссер, художественный руководитель Театра «Комик-Трест»: он сам прикован к инвалидному креслу. Вадим первым ввел в театральной практике Петербурга важное понятие: «театр — доступная среда». Что это означает?

— Для начала давайте определимся, что все мы люди и все мы право имеем — на поход в музей, в кино и театр, — рассказал Вадим в интервью нашей газете. — А когда от заветного места в зрительном ряду вас отделяют чудовищного размера лестничный пролет, какие-то поребрики и прочие препоны, становится страшно. По воле рока я сам прикован к креслу. Побывав однажды в Америке, заметил: там с этим делом все не так. Там человек, лишенный способности ходить, не зажат в четырех стенах. Он активен, он может посещать кино, посещать Бродвей. И на Бродвее все оборудовано. Специальные пандусы, специальные удобные места... После возвращения домой задался вполне разумным вопросом: а почему у нас все не так? И мы придумали акцию «Театр — доступная среда». Мы живем и работаем в культурной столице и считаем, что должны нести какие-то социально-культурные обязательства.

Радует, что сейчас об этой проблеме заговорили и дело сдвинулось с мертвой точки. Осенью этого года правительство Петербурга утвердило программу по созданию доступной среды для инвалидов. На ее реализацию предполагается потратить 10,9 млрд. рублей.

↑ Наверх