Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Новые «маски» новой Александринки

Место и время открытия сезона в петербургском Александринском театре изменить нельзя

30 августа в 10.00 вся труппа во главе с Валерием Фокиным соберется в соборе Петропавловской крепости, чтобы возложить цветы на могилу императрицы Елизаветы Петровны, указом которой именно в этот день в 1756 году был учрежден российский театр, и императрицы Александры Федоровны, в честь которой Карлом Росси было построено и названо здание театра.

Валерий Фокин.

258-м сезоне сам Валерий Фокин поставит «Маскарад». Таким образом сохраняя верность заявленной им по приходе, в 2003 году, программе «Новая жизнь традиции». «Маскарад» Мейерхольда, поставленный практически в момент Февральской революции 1917 года, — пожалуй, самый известный и обсуждаемый спектакль, родившийся в этих стенах. Мрачный, траурный последний акт не раз ассоциировали с похоронами старой России. Мейерхольдовская постановка «Маскарада» воссоздана на словах практически до мизансцены. В Музее Александринки сохранилось множество подлинных элементов декораций и реквизита — занавесы, стулья, детали костюмов. А поскольку Фокин доказал, что его любовь к истории культуры не только слова, чрезвычайно интересно его переосмысление былых форм и идей, его собственные игры с прошлым. Распределение ролей в этом спектакле, как и в других премьерах грядущего сезона, пока неизвестно.

Другие премьеры — это опыты режиссеров поколения среднего возраста. Ирина Керученко, слишком заигравшаяся с формой, ставя «Сон смешного человека» на Малой сцене в прошлом сезоне, получает еще один шанс. Она поставит «Солнечный удар» — один из замечательных рассказов Бунина о свойствах страсти: рассказ о единственной ночи, состарившей одного поручика на десять лет. Ученик Фокина Николай Рощин, известный своими опытами по исследованию форм и масок античного театра, займется польским абсурдом — пьесой классика польского авангарда Тадеуша Ружевича «Старая женщина высиживает». Особо ожидаемой станет премьера еще одного — пожалуй, самого известного специалиста по античности — режиссера, Теодороса Терзопулоса, уже поставившего в Александринке «Царя Эдипа» Софокла. Он, как это ни парадоксально, тоже возьмется за классический абсурд — за «Эндшпиль» Беккета, трагикомедию о смерти, для размышлений о которой выдающийся ирландский драматург всю жизнь пытался найти художественные формы.

Есть в грядущем сезоне и еще одна интрига. Назначен главный режиссер Новой сцены Александринки — планировалось, что этот пост займет известный стратег и тактик российского театра Андрей Могучий, но тот, как известно, стал худруком БДТ, где его таланты оказались как нельзя кстати. Новой же сценой займется Марат Гацалов, 35-летний театральный режиссер, руководитель Русского театра Эстонии. По поводу его стратегических возможностей пока ничего не известно, зато известно имя его помощницы: молодой театральный менеджер Полина Васильева станет на Новой сцене программным директором.

↑ Наверх