Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

О чем рассказывает «Платье блокадницы»

24 января флигель Фонтанного дома распахнул двери перед всеми пришедшими на выставку Натальи Першиной-Якиманской, также известной под псевдонимом Глюкля. Название выставки звучит, как заголовок подпольной брошюры: «Стратегии Сопротивления»

В помещении приятный полумрак, этакие ранние сумерки. На стенах — мониторы. В центре экспозиции напряженно замерли предметы гардероба — пиджаки, пальто, плащ-палатка, «они» тянут к нам гуттаперчевые поролоновые руки. На столике у стены — корзинка с печеньем, фрукты, чай и кофе и прямо над ним, на телеэкране, хор ветеранов выводит: «Нам нужна одна победа…» Наталья-Глюкля здесь же: повязывает на предметы одежды белые ленточки. Знак сопротивления.

— Чему или кому сопротивляетесь?
— Притеснению слабых слоев населения, нуждающихся в поддержке. Эта выставка — ретроспектива примеров сопротивления. Увы, в нашем обществе так повелось, что если ты стар, или инвалид, или студент, или художник, то к тебе нормально относиться не будут.

— Но почему одежда и почему — именно старая?
— Выбор носителя идеи, в данном случае одежды, обусловлен тем, что она — друг человека, она — граница между человеком и обществом. Эстетическая составляющая не должна демонстрировать силу — поэтому и одежда старая. Мы живем в эпоху потребления, и процесс этот бесконечен. Мы никогда не обращали внимания на то, что вещи могут разговаривать, неся информацию о своем времени, своем владельце… Поэтому инсталляция «Платье блокадницы» и обрела дар речи: стоит пройти мимо — и вы услышите голос Наталии Вениаминовны, прожившей всю блокаду в Ленинграде.
Краем глаза слежу за экраном с блокадниками. Аккомпаниатор с маршевого темпа «Победы…» переходит на нечто, отдаленно напоминающее «Танец с саблями». Наверное, я никогда такого озорства и задора в пожилых людях не наблюдал: они устроили шуточное «побоище» с использованием поролоновых рук, теперь принимающих участие в композиции за моей спиной. 

— Нереальный позитив! — восклицаю я, не в силах отреагировать иначе.
— Это хор «Поющие сердца», они собираются каждую пятницу в своем клубе на Мойке. Они, несмотря на столь преклонный возраст, абсолютно деятельные люди. Мы очень надеемся, что эта выставка им поможет — у них уже давно пытаются отнять помещение. Есть абсолютно утопическая идея — сделать с ними сериал, снимая рассказываемые ими истории. У них потрясающий дух, сильный, которого сейчас очень не хватает молодежи.
Гости прибывают, и вот уже весь небольшой зал полон посетителей, но в толпе я все-таки нахожу Беллу Семеновну Белову, руководительницу хора.

— Что значит для вас хор «Поющие сердца»?
— Он значит абсолютно все, ведь это, возможно, последнее мое дело на Земле: у меня больше сорока лет преподавательского стажа, мне 75, у меня двое детей и внуки. И теперь хор. В 1942 году отец и мать ушли на фронт, я же осталась с бабушкой, мне тогда 8 лет было. Многое легло на мои плечи. Мы все очень рано повзрослели. Но стариться рано не собираемся! Хотя даже сейчас нет покоя: из имеющегося помещения нас регулярно пытаются выселить различные официальные службы. ну и «теневые» не отстают: приходят молодые люди и угрожают… Я писала письмо Матвиенко и в другие инстанции — но им все равно.
Зато наш хор очень дружит с одной школой, у них отличный музей военной славы, там очень порядочные и отзывчивые дети. И вот они-то как раз нас и не бросают: приходят к нам на собрания хора, звонят домой, если надо — могут и в магазин сходить.

— Одну Победу вы отстояли, что могло бы быть для вас Победой дня нынешнего?
— Чтобы вернулись времена как при СССР. Я не говорю именно о власти, а о том, что имел простой человек-труженик. Я счастлива, что мои дети — сын, которому 50 лет, и дочка, которой 38, — смогли получить наше образование, широкое, фундаментальное. А какое у нас было детство! Любые занятия, любой кружок — все бесплатно, мы дружили, как и сейчас дружим.

 

Подготовил Алексей БЛАХНОВ
↑ Наверх