Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

«О мире огромном…»

Известный кинорежиссер Александр Сокуров представил свой сборник эссе «В центре океана»

Как это ни удивительно, данная книга — первая литературная работа Сокурова, изданная на родине. Интересная деталь: напечатана она была в рекордные сроки — за восемь дней. Значит, книга востребована. За год до этого оригинал под названием «Nel centro dell’oceano» вышел в Италии, где, по словам автора, к его творчеству относятся с особым пиететом.

 

Александр Николаевич главным своим предназначением считает не литературу, а режиссуру. Фото: Натальи ЧАЙКИ

«В отличие от России в Италии демонстрировались все мои фильмы, — рассказал Александр Николаевич собравшимся на презентации. — Мое творчество там знают и любят, издают пособия для студентов Европы. Особенный интерес проявляют к тому, над чем я сейчас работаю, что снимаю».
Александр Николаевич уверен, что на родине не является столь же популярной личностью («Многие знают, что есть такой Сокуров, но чем он занимается, понятия не имеют»), поэтому долго не давал согласия на публикацию своей книги в России. На этот шаг режиссера подвиг известный филолог Борис Аверин, который не скрывает, что ему нравится литературный стиль Сокурова, и он настоял на появлении этой книги. В своем отзыве на книгу Борис Валентинович написал: «Эта книга многожанрова, в ее составе — сценарии, автобиографическая проза, мемуары, лекции по философии. В ней много героев: Андрей Тарковский, Александр Солженицын, Борис Ельцин, Иоанн Павел II… Но, кажется, самый интересный персонаж — автор, который говорит «о мире огромном и маленьком в географическом понимании и бескрайнем — как о пространстве божественной души». Зритель и читатель Сокурова вольно или невольно соприкасается с этим пространством».
Главный вопрос этого литературного труда, на мой взгляд, заключен в одной из первых строк книги: «Где взять силы, чтобы жить сообразно чести?» Этот вопрос волнует не только Александра Николаевича, но и многих наших сограждан. Однако сам Сокуров говорит: «Я не был уверен, что выход моей книги в России целесообразен. Надо иметь определенное высокомерие, чтобы писать на языке Бунина, Достоевского, Некрасова, Тютчева… Мне постоянно казалось, что я занимаюсь не своим делом. И заранее осознаю: это издание несовершенно. Если бы у меня было время и силы, я бы многое в нем исправил и доработал». Александр Николаевич даже попросил прощения у собравшихся «за возможную кургузость того, что вы прочтете. Это искренне».
С присущей ему скромностью главным своим предназначением Сокуров считает не писательский труд, а работу кинорежиссера, причем, к удивлению многих, называет ее чисто технической: «Надо знать свое место. Не стоит переоценивать — я просто работник кино. Режиссер — это цеховая, индустриальная профессия. Главное, чтобы я хорошо знал производство». Конечно, с этими словами трудно согласиться. Ведь Сокуров — человек прежде всего творческий. Он известен своим необычным, нестандартным подходом ко всему, что делает. Именно поэтому «В центре океана» представляет особый интерес.
Что же касается будущих картин режиссера, их судьба и вовсе в тумане. «Победила система финансирования, предложенная московской группой, — рассказал Сокуров. — Теперь государство будет помогать только коммерчески успешным проектам, к которым мои работы не относятся. Так что придется искать спонсоров».

 

Сергей НИКОЛАЕВ
↑ Наверх