Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге Виталий Фатеичев: Мы добьемся того, чтобы закупки чиновников были строго регламентированы

Северная столица подготовила предложения для федералов

Региональное отделение Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Санкт-Петербурге активно участвует в жизни города и тщательно следит за выполнением майских указов президента, следит и за чрезмерными аппетитами петербургских чиновников, непомерными тратами различного ранга руководителей.

«Лидер ОНФ президент Владимир Путин всегда подчеркивает важность социальной повестки в стратегии развития страны, и если мы действительно хотим изменить нашу жизнь к лучшему, то должны помогать президенту ежедневным упорным трудом», — считает сопредседатель регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге Виталий Фатеичев. Виталий Игоревич руководит рабочей группой «Честная и эффективная экономика» и знает, кто из так называемых эффективных менеджеров экономит, как и положено в кризис, а кто пускает деньги на ветер.

«Вечёрка» расспросила «фронтовика» о проблемах, с которыми сталкиваются петербургские предприятия, а также о госзакупках, на которые не всегда обоснованно тратятся миллионы.

Фото: Сергея Артемьева

— Виталий Игоревич, вы собираетесь участвовать во всероссийской промышленной конференции «Страна живет, когда работают заводы», которая открывается 8 июня в Москве. Чем ОНФ может помочь петербургским промышленным предприятиям?
— Недавно мы провели круглый стол — на нем промышленники обсудили рост тарифов, полностью перекрывших результаты экономии предприятий, рассмотрели меры по поддержке локального производителя в системе госзакупок и те предложения, которые были сформулированы. Все это мы представим на конференции. Проблематику можно разделить по нескольким направлениям: финансы, кадры, технологии, административные барьеры, инфраструктура. Это то, что непосредственно влияет на развитие нашей промышленности.

Если говорить о финансовой стороне, то здесь важный момент — налоговая нагрузка на вновь образуемые предприятия. Скажем, звучало предложение о введении налоговых каникул для таких предприятий. Ведь что получается: предприятие еще не успело запуститься, не начало продавать товары, а уже должно платить налоги на имущество, оплачивать НДФЛ и т. д. В итоге нет возможности развиваться. А с учетом того, что сейчас очень высок процент по кредитным ставкам, предприятия находятся в невыгодном положении по сравнению с иностранными компаниями, которые используют возможность кредитования зарубежными банками, в том числе возможность финансирования за счет материнских компаний. В то время как мы кормим наши банки процентными ставками по 18 — 25%, иностранные компании под 2 — 4% берут деньги и в скорейшее время начинают получать прибыль, вкладывать ее в развитие собственного производства. Поэтому необходимо говорить о субсидировании процентной ставки дополнительным выделением финансов, возможно, не через банки, а через государственные фонды без дополнительных процентных ставок. Кроме того, важно обеспечить предприятия государственным заказом.

— Вы имеете в виду прежде всего оборонку?
— Как раз таки оборонка у нас начинает выравниваться. Когда на форум «Деловой России» приезжал президент Владимир Путин, то он говорил, что за последний год оборонка повысила производительность труда почти в 20 раз. То есть реальная поддержка оборонных предприятий государством существует, хотя и нельзя говорить, что все вопросы там решены. Хотелось бы, чтобы такая господдержка, как у оборонки, распространялась и на другие направления — машиностроение, станкостроение, фармацевтику. Сегодня это тоже жизненно важно.

— Девиз конференции «Страна живет, когда работают заводы». Можете сказать, в Петербурге есть проблема с неработающими заводами?
— У нас есть предприятия и заводы, чья продукция, к сожалению, не может конкурировать на нашем рынке из-за активных поставок из Китая и других стран. И, не получив серьезной поддержки от государства, они вынуждены или перепрофилировать производство, или выпускать продукцию небольшими объемами.

Например, «Красная нить»: долгое время она активно работала и была серьезным поставщиком ниточной продукции, а сейчас большая часть ее площадей перепрофилируется под индустриальный парк. И хотя производственное направление сохраняется, но производство ниточной продукции уже не тех объемов, в которых бы хотелось его иметь.

Кстати, многие предприятия сетуют, что практически не исполняется поручение президента о сокращении проверок, — они идут безостановочно, что психологически сильно действует на персонал, отвлекает от работы, и с этим сегодня ничего не сделать.

Еще проблема: нехватка инновационной и технологической базы, дефицит кадров. По этим направлениям мы активно работаем и сформировали конкретные предложения, которые направим руководству ОНФ, чтобы обсудить на конференции и круглых столах.

Янтарный сервиз был заказан парламентом Северной столицы. После замечания от ОНФ заказ снят Фото: предоставлено РШ ОНФ в СПб

— Виталий Игоревич, вы руководитель рабочей группы «Честная и эффективная экономика», ведете мониторинг госзакупок. Недавно депутаты Госдумы, среди которых и «фронтовичка» Ольга Тимофеева, предложили наказывать глав регионов, рекламирующих себя за государственный счет. Ведь только в прошлом году на освещение деятельности региональных властей в стране было потрачено около 33 млрд. рублей...
— Власти должны четко уяснить: конкретные дела и прямое общение с людьми сделают больше, чем любые пиар-бюджеты. Их нужно оптимизировать и направить на социальные нужды, исполнение майских указов президента.

Тем не менее, по данным нашего проекта «За честные закупки», у некоторых организаций мы видим сохраняющуюся тенденцию к покупке шикарных автомобилей, желанию проводить красивые корпоративы и т. д.

Такое авто необходимо руководству химфармакадемии

Так, мы нашли закупку АО «Современный коммерческий флот», которое за 4,2 млн. рублей решило приобрести «Ауди А8L», расписав в техническом задании характеристики автомобиля. И нам очень интересно, как такая покупка будет способствовать развитию современного коммерческого флота, тем более что указом президента «Совкомфлот» был включен в перечень стратегических предприятий, которым нужна господдержка. Но если ПАО покупают за несколько миллионов автомобиль, то, может быть, ему господдержка и не очень нужна?

Такая же ситуация и с покупкой автомобиля за 4,5 миллиона рублей для уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге. А химфармакадемия заказала «вольво» за 2,5 млн. рублей, указав в техническом задании такие тонкости, как хромированные окантовки ручек управления системы, косметические зеркала, подсветки, даже держатель для парковочного талона указан. А недавно 30 студентов академии были госпитализированы после трапезы в институтской столовой! Это значит, что на качественную, хорошую еду денег у академии нет, а на то, чтобы купить автомобиль представительского класса, они есть. Это довольно странно, мне кажется.

— Будет ли «разбор полетов» для руководителей этих организаций?
— По всем этим фактам мы обратились в Антимонопольную службу, написали письма руководителям организаций, чтобы они прояснили необходимость таких закупок. Посмотрим, что нам ответят.

«Страна живет, когда работают заводы!»

— И все-таки здесь важен результат: после ваших обращений отказываются организации от своих заказов?
— Отказываются. В прошлом году, например, «Водоканал», который хотел потратить около 40 миллионов на свой пиар, после нашего обращения уменьшил сумму в два раза. В этом году мы обратили внимание на достаточно крупную закупку посуды из янтаря для Законодательного собрания, после чего закупка была снята. Так что определенная реакция есть, но наша работа все равно заключается в том, чтобы информировать общественность, какие компании отличаются большими аппетитами, на что они тратят средства. Потом эту информацию мы направляем в правительство, руководству ОНФ, лидером которого является наш президент. Все это, так или иначе, и есть обратная связь.

— Но ведь наши законы не запрещают роскошных покупок, кто бы их ни заказывал...
— Да, но есть же какая-то логика, должно быть какое-то понимание экономической и политической обстановки руководителем госпредприятия, элементарное чувство ответственности. Речь как раз об этом.

— Виталий Игоревич, а насчет корпоративов что скажете? Есть ли такой размах, как несколько лет назад, когда после ПМЭФ проходила вечеринка на «Авроре» с шампанским, балетом, поющим Шнуром и т. д.?
— В прошлом году районам на разные конкурсы выделялось по 30 млн. рублей, и все это почему-то оказалось в руках одной компании, которая проводила эти мероприятия. Мы провели проверку, и в этом году уже такого не наблюдалось.

— А кто и как проводит мониторинг?
— Все закупки размещаются на сайте госзакупок, который связан с сайтом «За честные закупки». У нас есть активисты, студенты-волонтеры, члены ОНФ, предприниматели и просто неравнодушные петербуржцы, которые пристально наблюдают за ситуацией в этой сфере. Мы проверяем всю информацию, анализируем ее, и если видим, что действительно какая-то компания хочет купить роскошные товары по завышенным ценам в нарушение конкурсных процедур, то мы эту информацию передаем в соответствующие инстанции и в СМИ.

Кстати, зачастую как раз журналисты обладают большей информацией о тех или иных нарушениях, знают о проведении нечестных закупок. Но никак не могут повлиять на этот процесс. Активисты же ОНФ, напротив, обладают площадкой, с которой их слышат. Здесь есть резерв для усиления и развития общественного контроля.

— А вы ведете статистику экономии средств? Сколько благодаря вашему мониторингу город сэкономил денег?
— Надо отметить, что развитие общественного контроля на площадке ОНФ — это естественный ответ на социальный запрос в государстве, где проблема коррупции, в том числе в сфере госзаказа, стоит очень остро.

В прошлом году мы выявили в Петербурге необоснованные траты на 60 миллионов. А сэкономили городу около 30 миллионов — ровно на эту сумму кто-то отказался покупать товары, кто-то уменьшил свои аппетиты. Хотел бы заметить, что мы только в прошлом году начали свою работу, а к нам уже присоединились и продолжают присоединяться активисты. Информация все время аккумулируется — у нас в Петербурге проходит форум «За честные закупки» и в Москве тоже. И думаю, мы добьемся того, чтобы закупки чиновников были строго регламентированы. И тогда будет четко понятно, какое количество денег на какие-то конкретные вещи может потратить чиновник на своей должности.

— После того как стартовал проект «За честные закупки», чиновникам, наверное, стало не очень уютно жить в городе и стране — их теперь можно схватить, что называется, за руку…
— Да, действительно такая работа ведется по всей России. И вы правы: если раньше чиновники без зазрения совести могли, особо не задумываясь, приобрести себе роскошные товары, организовать шикарные корпоративы, то сейчас они делают это с оглядкой, потому что понимают: завтра эта информация может попасть в СМИ и с них могут спросить и губернатор, и избиратель, и, конечно, президент. Даже если все делается в рамках закона, придется отвечать на вопрос: «А зачем тебе это нужно?»

— Виталий Игоревич, ОНФ помимо закупок указывает на многие проблемы. Так, недавно ОНФ выявил регионы, в которые попала и Ленинградская область, с наибольшим временем ожидания приема врача. Активисты ОНФ и межрегионального общественного движения «Убитые дороги» проверили качество региональных и муниципальных дорог в 53 регионах...
— Хотя я отвечаю за экономику, но знаю об этих нарушениях. В Петербурге мы недавно проводили мониторинг доступной среды для людей с ограниченными возможностями, и оказалось, не всегда понятно, на что тратятся выделенные поликлиникам и медучреждениям средства. В то время как ситуация с доступной средой в Петербурге обстоит достаточно плохо, и это факт.

По мониторингу дорог: в Северной столице он начался в минувшие выходные, это этап всероссийского рейда ОНФ. Мониторингом охвачены дороги, построенные в период 2011 — 2014 гг. и находящиеся на гарантии.

Речь идет о законодательной инициативе ОНФ — ввести единый подход к формированию гарантийных обязательств подрядчиков. Ведь практически во всех проверенных субъектах значительная часть региональных и муниципальных дорог просто не доживает до конца гарантийного срока. Причем сроки эти могут быть минимальными, поскольку, в отличие от федеральных трасс, на региональные и муниципальные дороги срок гарантии от четырех лет всего лишь рекомендован. В результате их приходится через некоторое время ремонтировать внепланово уже за счет местного бюджета.

Посмотрим, как исполняют подрядчики свои гарантийные обязательства в Петербурге. Все сведения о ненадлежащем исполнении дорожных работ мы направим заказчикам на муниципальном, региональном и федеральном уровнях для исправления ситуации, а также в правоохранительные органы.

Необходима личная ответственность руководителей за выполнение тех поручений, которые дает президент. И когда будут определены критерии личной ответственности, тогда дело пойдет быстрее. И конечно, чем больше людей подключится к нашей работе, чем больше будет поступать к нам информации, тем лучше мы будем исполнять те функции, которые возложил на нас президент.

↑ Наверх